Контакты

Роль государства в проведении антимонопольной политики. Государственная антимонопольная политика. Реформирование естественных монополий в России

Антимонопольная политика – это основные направления деятельности государства по формированию конкурентных рыночных структур. Она направлена на содействие развитию товарных рынков и конкуренции, на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, на защиту прав потребителей.

Антимонопольная политика представляет собой комплекс государственных мер, включающий соответствующее законодательство, систему налогообложения, денационализацию собственности, поощрение малого предпринимательства и пр. В целом данная политика направлена против монополизации производства и на развитие конкуренции среди товаропроизводителей.

Антимонопольная политика государства опирается на антитрестовское законодательство и законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции. Антимонопольная политика направлена на развитие конкуренции, создание условий, препятствующих монополистической деятельности участников рыночных отношений и образованию монополий на рынке.

Антимонопольное регулирование – комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством и направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма. Антимонопольное регулирование включает регулирование уровня концентрации и монополизации производства, стратегии и тактики предприятий, внешнеэкономической деятельности, ценовое и налоговое регулирование.

В рамках антимонопольной политики государством осуществляется демонополизация экономики страны и реализуется стратегия вмешательства в деятельность существующих монополий в плане ограничения цен на продукцию.

Демонополизация – политика государства, направленная на сдерживание монополизма и развитие конкуренции. Демонополизация осуществляется с помощью законодательных мер, обеспечивающих:

Равные условия для различных форм собственности,

Увеличение количества производителей

Устранение привилегий и препятствий для конкуренции.

Демонополизация предполагает:

Предотвращение слияний и поглощений, имеющих целью приобретение господствующего положения на рынке;

Запрещение соглашений о разделе рынков;

Запрещение переплетающихся директоратов;

Приобретение акций конкурирующей фирмой.

Стратегия вмешательства – пути вмешательства государства в процесс монополистического ценообразования с целью снижения потерь от монополии. Выделяют несколько основных стратегий:

Налоговое регулирование, позволяющее снизить негативные последствия от монополии за счёт перераспределения её прибылей;

Ценовой контроль, позволяющий, в частности, снижать цены в монополизированных отраслях;

Управление государственной собственностью;

Государственное регулирование, предполагающее наличие специальных управлений, наблюдающих за ценами, объёмами производства, входом фирм в отрасли и выходом из них;

Антитрестовская политика, устанавливающая правила и ограничения, препятствующие развитию анти конкурентных явлений.

Стержнем антимонопольной политики является антимонопольное законодательство, которое представляет собой комплекс правовых актов, направленных на поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции. Это законодательно закреплённые основополагающие правила деятельности на рынке хозяйствующих субъектов, органов государственной власти и управления.

Основные задачи антимонопольного законодательства:

Обеспечение благоприятных условий и стимулов для развития конкуренции и предпринимательства в национальной экономике;

Снятие всех преград на пути активизации конкуренции на правовой основе, позволяющей исключить монопольные действия субъектов рынка, центральных органов власти и управления, диктат хозяйствующих субъектов;

Определение правового режима регулирования ответственности за монопольные действия и нарушения правил честной конкуренции;

Защита интересов малого и среднего предпринимательства от произвола крупного бизнеса;

Создание условий для развития национального хозяйства.

Антимонопольное законодательство тесно связано с общей системой мер, с помощью которых государство пытается воздействовать на рыночные отношения и формы объединения предпринимателей. Оно ограничивает некоторые наиболее грубые и очевидные приёмы монополистической деятельности, оказывает определённое воздействие на конкурентную борьбу, но никогда не задевает важнейших интересов крупных корпораций. Конкретная программа антимонопольных действий разрабатывается и проводится находящимся у власти правительством. Следовательно, эта программа входит составной частью в общую экономическую программу правительства, которое может отражать интересы отдельной предпринимательской группы, тех или иных социальных групп или общие интересы нации и должно учитывать общую внутреннюю и внешнюю экономическую, социальную и политическую конъюнктуру. Это значит, что эффективность применения антимонопольного законодательства и действенность антимонопольной политики в целом меняются и зависят от смены политического руководства страны.

В хозяйственной практике развитых стран проблема реализации антимонопольной политики в течение XX в. в основном успешно решается. Прежде всего – путём правовых барьеров. Именно поэтому антимонопольное регулирование выступает, по сути, одним из составных элементов задачи обеспечения правового порядка в стране.

В мировой экономической теории и практике вопрос о соотношении потенциалов участвующих в рыночном процессе фирм рассматривается не столько в конкретно-прикладном, сколько в общеэкономическом смысле. Сдерживающий контроль государства над естественным стремлением динамично развивающихся фирм к чрезмерной экспансии, к монополизму, понимается обществом как необходимость сохранения и поддержания в национальной экономике максимальной конкуренции, ценового равновесия на рынке.

Современное процветание разного рода монополий, возникновение транснациональных корпораций свидетельствует о том, что образование монополий – закономерный процесс и объясняется это тем, что сама конкуренция как важный элемент рыночного механизма порождает их, ибо каждый конкурент на рынке мечтает стать монополистам.

Используя законодательные рычаги, государство контролирует динамику потребительских цен в каждой развитой стране. При возникновении опасных тенденций, излишне динамичного роста цен государственные ведомства срочно проводят расследования, выявляя конкретных виновников, которыми обычно являются фирмы, сумевшие захватить чрезмерно активные позиции на одном из рынков.

Антимонопольная политика государства со временем приобретала новые тенденции своего развития. С нарастанием волны международной конкуренции во второй половине XX в. позиция государства натолкнулась на определённые сложности. Противостояние зарубежной экспансии на внутреннем рынке, попытки расширить свои позиции в других странах потребовали от государства поддержки своего крупного бизнеса. Однако общие правовые условия этого делать не позволяют. В итоге дело решается компромиссом: в особо напряжённых случаях государство допускает "исключения из правил" некоторым крупным компания, которые представляют, как правило, гордость национальной экономики, даётся разрешение на объединение.

Другая особенность современной антимонопольной практики заключается в том, что государство в большей степени ориентируется сегодня на то, чтобы косвенными мерами обеспечить наличие в своей стране наиболее оптимального соотношения фирм разного масштаба. Практика доказала, что на мировой арене выигрывает больше та страна, которая сумела обеспечить наиболее разумную институционально-производственную структуру.

Крупные корпорации в обход антимонопольного законодательства используют легальные с точки зрения антимонопольного законодательства формы объединений и монополистической деятельности – холдинговые компании, систему участия, конгломеративные слияния (объединения компаний, относящихся к разным сферам хозяйственной деятельности), а также скрытые приёмы установления монопольного господства – джентльменские соглашения, лидерство в ценах. В современных условиях усиления действия антимонопольного законодательства корпорации проводят перестройку своей структуры, приспосабливаясь к изменяющимся реалиям и сохраняя свою суть.

Антимонопольное регулирование — это система законодательных и нормативных правовых актов, направленных на развитие добросовестной конкуренции и преодоление негативных последствий монопольной власти предприятия на рынке товаров, услуг и факторов их производства.

Основными методами антимонопольного регулирования являются:

  • ограничение монополизации рынка;
  • постоянный государственный мониторинг;
  • запрещение установления монополистических цен;
  • сохранение и поддержание конкуренции на рынке.

Антимонопольное законодательство представляет собой законодательно закрепленные правила функционирования участников хозяйственной деятельности и органов государственного регулирования на рынке товаров и услуг. Основными целями государственного антимонопольного законодательства являются:

  • обеспечение благоприятных условий и стимулов для развития конкуренции в народном хозяйстве;
  • снятие всех преград для развития конкуренции на правовой основе и предотвращение доминирующего положения отдельных участников рынка;
  • исключение монополистических действий центральных органов власти и диктат отдельных участников хозяйственного оборота;
  • определение правового режима регулирования ответственности участников рынка за нарушение правил честной и добросовестной конкуренции.

Борьба государства с монополией

Производства влечет за собой существенные общественные потери :

  • по сравнению с , монополия устанавливает обычно более высокие цены при ограниченном объеме ;
  • монополия способна извлекать сверхприбыли, присваивая при этом значительную часть потребительского излишка;
  • монополия препятствует эффективному распределению ресурсов в том смысле, что монополистические фирмы необязательно производят по минимальным средним издержкам (min LRAC), как при совершенной конкуренции;
  • монополия препятствует рыночной конкуренции путем установления фиксированных цен, возведения искусственных барьеров для входа на рынок, заключения контрактов на жестких условиях, вытеснения конкурентов из бизнеса посредством хищнической практики.

Поскольку деятельность монополий носит антиобщественный характер, то защита свободной конкуренции и ограничение деятельности монополий являются одними из важнейших функций государства. Государство в борьбе с монополиями использует меры экономического и административного характера.

Основными экономическими мерами поддержания конкуренции и борьбы с монополией являются:

  • поощрение создания новых товаров и товаров-заменителей;
  • поддержка новых фирм и предприятий среднего и малого бизнеса;
  • привлечение иностранных инвестиций;
  • учреждение совместных предприятий и создание зон свободной торговли;
  • финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов.

Конкуренция является действенным механизмом повышения качества, количества товаров и услуг при соизмеримом уменьшении его стоимости.

Государственная антимонопольная политика

Государственная политика в области конкуренции обычно направлена на:

  • интенсификацию научно-технического прогресса, т. е. повышение эффективности и снижение времени разработки и внедрения в производство новых научных и технологических разработок, позволяющих увеличить ассортимент, качество и снизить цену предоставляемых на рынке благ;
  • поддержание конкуренции в нормативно-правовом поле;
  • создание условий для эффективной и результативной конкурентной борьбы.

Рынок неизбежно стремится к монополизации, так как для эффективного функционирования производителям требуется установление контроля над рынком.

Недобросовестная конкуренция в национальной экономике России проявляется в виде:

  • подкупа;
  • шантажа;
  • предоставления заведомо ложной информации потребителю;
  • сокрытия информации о хозяйственной деятельности от проверяющих структур государства;
  • заведомого сокрытия дефектов для потребителя;
  • промышленного шпионажа;
  • подделки продукции конкурентов.

На создание условий добросовестной конкуренции и предотвращения монополизации рынка направлена государственная антимонопольная политика. Она выполняет важнейшие функции в развитии национальной экономики, так как создает условия повышения конкурентоспособности отечественного производителя и экономики в целом .

Проблематичность практической реализации антимонопольной политики связана с тем, что она использует преимущественно экономические механизмы, которые не достаточно развиты в России. Соответственно эффективность антимонопольной политики определяется прежде всего развитостью национального рынка и объективностью государственной экономической политики.

Меры поддержания конкуренции в России

Основные административные меры поддержания конкуренции отражены в Федеральном законе от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (ранее действовал Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»).

Этот закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:

  • монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
  • недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

Антимонопольная политика представляет собой комплекс государственных мер по совершенствованию антимонопольного законодательства, системе налогообложения, денационализации, разгосударствлению и приватизации собственности, поощрению создания и развития малых предприятий.

Регулирование деятельности естественных монополий может осуществляться на основе использования различных форм и методов государственного регулирования. В странах со смешанной экономикой можно выделить четыре основные формы государственного регулирования (табл. 1).

Таблица 1. Формы и методы государственного регулирования экономики

Начиная с 2004 г. произошло коренное изменение государственной антимонопольной политики, когда одновременно с общим реформированием государственного аппарата Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства было реорганизовано в Федеральную антимонопольную службу . Основным направлением деятельности новой структуры было определено создание условий для развития конкуренции и выработка единой государственной политики поддержки конкуренции. Несмотря на это, в целом государственная антимонопольной политика сохранила свой неактивный характер — идет просто фиксация случаев нарушения конкуренции.

Наблюдается переход проблемы конкуренции из чисто экономической категории в политическую область, что свидетельствует о необходимости ее подержания на должном уровне в масштабах всего общества. Деятельность же монополистов, безусловно, необходимая в некоторых отраслях, должна все более законодательно регламентироваться прежде всего в интересах потребителя.

В современных условиях важнейшей задачей государства в реализации антимонопольной политики является создание равных условий для всех субъектов предпринимательства, а целью антимонопольного регулирования — развитие конкуренции, увеличение объемов производства и потребления товаров и услуг, повышение качества и уровня жизни населения.

Направления антимонопольной политики государства

Общественные издержки монопольной власти заставляют государство регулировать деятельность монополий.

Антимонопольная политика — это система мер, направляемых на усиление и защиту конкуренции путем ограничения монопольной власти фирм.

Среди основных направлений антимонопольной политики государства выделяют:

  • прямое регулирование цен;
  • регулирование естественных .

Рассмотрим эти направления более подробно.

Прямое регулирование цен

Установление государством максимально допустимых цен на продукцию монополиста приводит к модификации рыночной кривой спроса.

Рис. 1. Установление максимально допустимых цен

На рис. 1 D и MR — кривые спроса и предельного дохода нерегулируемой монополии, Рm — установленная государством цена.

Если монополист соблюдает введенное ограничение цен, его кривая спроса модифицируется и приобретает вид ломаной кривой PmAD , состоящей из двух отрезков: горизонтального PmA и убывающего AD . В соответствии с этим видоизменяется и кривая предельного дохода.

По определению, предельный доход представляет собой прирост совокупного дохода при изменении объема выпуска на единицу, т.е.

MR=(TR)`=(P*Q)`=P*(dQ/dQ) + Q*(dP/dQ) ,

MR= P+Q(dP/dQ) .

Если объем выпуска монополиста меньше Q` , то действует установленная государством цена Pm , кривая спроса представлена горизонтальной линией и является абсолютно эластичной (dP/dQ=0) . Следовательно, MR=P .

Если объем производства превышает Q` , то дополнительное количество продукции может быть продано лишь по более низким, чем Pm , ценам. Кривая спроса является убывающей, dP/dQ<0 , и следовательно, кривая предельного дохода MR лежит на cегменте BF . При объеме производства, равном Q` , кривая предельного дохода имеет разрыв AB .

Рассмотрим, как подобная ситуация влияет на поведение монополиста (рис. 2).

Рис. 2. Сдвиг точки равновесия в условиях государственного регулирования цен

Предположим, что оптимальная цена нерегулируемой монополии установлена в точке P*, а оптимальный объем — в Q*. Если максимально допустимая цена (P`) будет выше оптимальной, то это не изменит решения фирмы относительно точки оптимума, но если P`

Если государство хочет стимулировать расширение производства монопольной фирмы еще больше (например, до уровня Q``), оно должно установить максимально допустимые цены на еще более низком уровне (в данном случае, до Р``). Минимальный уровень допустимой цены соответствует min SATC, поскольку при более низком уровне продолжение производства будет экономически нецелесообразно и фирма покинет отрасль.

Налогообложение

Другая форма государственного антимонопольного регулирования — налогообложение. Не вдаваясь в детальное описание всех существующих налогов на монополии, рассмотрим влияние на поведение фирмы-монополиста двух типов налогов:

  • потоварного, ставка которого устанавливается в расчете на единицу продукции, а общая сумма определяется объемом выпуска, и
  • поушального, взимаемого независимо от объема выпуска.
1. Потоварный налог

Потоварный налог взимается на продажу сигарет, вино-водочных изделий, бензина. Данный налог является для монополиста частью переменных издержек, т.е. прибыль подсчитывается по формуле

п=TR-(TC+tQ) ,

а условие максимизации прибыли принимает вид

(п)`=0 ,

dTR/dQ=dTC/dQ+d(tQ)/dQ ,

MR=MC+t ,

где t — ставка потоварного налога.

Графически влияние потоварного налога на смещение точки оптимума монополиста представлено на рис. 3

Рис. 3. Установление потоварного налога на монополию

Пусть MC1 — кривая предельных издержек фирмы, Q1 и P1 — оптимальные объемы выпуска и цены до введения налогообложения.

Введение налога увеличивает дополнительные издержки фирмы на выпуск каждой дополнительной единицы продукции, т.е. MC2=МС1+t . Точка оптимального выпуска сокращается до Q2 , цена вырастает до Р2 . Как следствие этого, совокупная прибыль фирмы уменьшается (монополист действует на эластичном отрезке кривой спроса, поэтому рост цены вызывает падение величины общих доходов фирмы, что в условиях возрастания совокупных издержек ведет к уменьшению прибыли).

Многие экономисты считают, что данный налог не может рассматриваться как подходящее средство контроля за монополиями, поскольку часть налогового бремени перекладывается на потребителя.

2. Группа паушальных налогов

Поскольку данная группа налогов взимается независимо от объема реализации, то в отличие от потоварных налогов, они являются частью постоянных издержек монополиста (например, стоимость патента или лицензии на исключительное право занятия определенным видом деятельности) и не влияют на величину предельных издержек.

В этом случае прибыль монополиста составит

п=TR-TC-g ,

где g — ставка паушального налога за период времени (=const).

Условие максимизации прибыли записывается как

(п )`=0,

(TR)`=(TC)`,

Таким образом, введение паушальных налогов не меняет оптимального объема и цены, однако величина прибыли, получаемой монополистом, сокращается. Данный налог нельзя переложить (даже частично) на покупателя через более высокие цены и меньший объем выпуска, как при потоварном налоге.

3. Налог на прибыль

Влияние , цены и объем производства аналогично влиянию паушальных налогов. После уплаты налога на прибыль, точка оптимума монополиста остается той же, что и до уплаты налога. Это происходит потому, что налог основан на некотором определенном, фиксированном проценте прибыли и не изменяет объем, при котором MC=MR. Доказать это можно следующим образом.

Обозначим через t — ставку на прибыль (в %). Тогда условие максимизации чистой прибыли (т.е. прибыли за вычетом налога) может быть записано как:

max(пN)=TR-TC-t(TR-TC)=(100-t)(TR-TC) ,

(пN)`=(100-t)(MR-MC)=0 .

Если ставка налога меньше 100%, т.е. t < 100, то (100 — t) > 0 и, следовательно, условие будет выполняться только при равенстве предельных издержек предельному доходу, MC=MR. Это и означает, что при налогообложении прибыли монополиста оптимальный объем и оптимальная цена остаются прежними. Вся тяжесть налогообложения падает на продавца. Это выгодно отличает этот вид налога от потоварных налогов и считается эффективным средством контроля за деятельностью монополий.

Антимонопольная политика основываются на выводе, согласно которым общество несет экономическую и иную потерю от вытеснений рыночной конкуренции монополией.

Следовательно, общество будут получать экономическую выгоду, препятствуй развитию монополий или способствуя прекращениям ее деятельности там, где она уже существуют. Усиления монопольной власти отдельной фирмы приводят к общественной экономической потери: во-первых, эти потеря проявляется в более высокой цене, которая приходятся платить потребителю за продукцию фирм-монополиста по сравнению с ценой на аналогичный товар на конкурентном рынке; во-втором, приобретения фирмами монопольных властей нередко приводят к планируемым ограничениям производств товара и услуг с целью поддержаний высокой цены, а это означают, что монополии порождают неэффективные распределения ресурса между различной отраслью; в-третьих, монополии часто ведут к техническим застоям производств, к ухудшению качеств продукций, условий труда и т. д .

Антимонопольная политика - комплекс мер государственных властей, направленного на предупреждения, ограничений и пресечений монополистических деятельностей, обеспечений всем хозяйствующими субъектами рынка возможно равного условия конкуренций и недопущений недобросовестных конкурентной борьбы.

Важнейшими средствами регулирований деятельностей монополии являются антимонопольное законодательство, имеющие два направления:

запрещение или ограничение определенных, нежелательных видов делового поведения;

формирований конкурентных рыночных структур, в рамке которых желаемые поведения производителя будут достигаться более или менее автоматически.

В основе антимонопольных политик государств может быть заложено два подхода.

  • 1. Подход, связанные с правилами perse, согласно которым монополистические практики являются незаконными независимо от того, можно ли доказать ее антисоциальные характеры.
  • 2. Подход, которые на основе правил целесообразностей заключаются в признании действия фирм незаконным только тогда, когда предполагаемые действия противоречат общественными интересами. Данные подходы требуют квалифицированных анализов рыночных ситуаций антимонопольным органом.

Основа антимонопольных законодательств была заложена в США и Канаде. В основе их лежат пакеты законов, включающие законодательный акт Шермана (1890) и Клейтона (1914).

Закон Шермана был направлен в основном против монополизаций торговли и коммерческих деятельностей, запрещие монополизации рынков, признавая незаконное любое объединение и сговор, направленных на ограничения производств и торговли, на устранений конкурента. В качестве мер наказаний предлагалось штраф, возмещений убытка, тюремные заключения расформирований фирм .

Закон Клейтона были предназначены для того, чтобы объявлять вне закона то действие крупной фирмы, которое не было охвачено законами Шермана. Они объявляли вне закона ценовые дискриминации, запрещали исключительное или «принудительное» соглашение, приобретений акции конкурирующей фирмы и т.д.

В целом антимонопольные законодательства, основанные на данном законе (с поправкой) совершенствуются в соответствии с развитием экономик.

Конкретные характеры и содержаний антимонопольных законодательств в различной стране имеет специфику, общим же является его основа, такие, как:

охрана и поощрение конкуренций;

  • - контроль над фирмой, занимающихся господствующими положениями на рынке;
  • - контроль над ценой;
  • - защита интереса потребителя;
  • - защита среднего и малого бизнеса.

В соответствии с ними разрабатывается определенная мера воздействий.

Конечными целями любых антимонопольных законодательств являются эффективные противодействия попытками фирм поставить под контроль определенные сегменты рынка. Однако в экономических практиках не всегда возможно избежать доминирование на рынке какого-либо предприятия, как это бывают в случае с естественных монополий. Естественные монополии минимизируют суммарную затрату, когда один производитель обслуживают весь рынок (например, телефонная компания, служба по обеспечению коммунальной услуги) .

Основными задачами антимонопольных регулирований в этом случае являются создания барьера на пути повышений цен или ограничений выпуска продукции со сторон фирм, стремящихся использовать преимущество естественной монополий во вред потребителя.

Государственный орган регулирований, исходя из положений о том, что эффективное распределение ресурсов обеспечивает конкурентный рынок, пытается лимитировать работу конкретного рынка в секторе, где имеется естественная монополия. Как и в случае конкретного рынка, издержка естественной монополии должна минимизироваться, а цена определиться на основе предельной издержки.

Антимонопольные мероприятия, в случае с естественными монополиями, должны быть направлены на обеспечение баланса между интересами потребителя (желание низких цен) и экономической жизнеспособностью производителя. Меры же, благоприятствующие потребителям в получении «дешевых» экономических благ со стороны естественных монополий, могут привести к банкротству регулируемых фирм и потребовать увеличения налогов для возмещения убытков государственного производства. А потому, в основе регулирования естественных монополий лежат следующие правила:

  • - цены должны быть максимально приближены к предельным издержкам;
  • - прибыли должны обеспечивать только нормальную норму прибыли;
  • - производство должно быть эффективным.

В качестве инструментов антимонопольного регулирования естественных монополий можно назвать следующие:

двухкомпонентный тариф - система ценообразования, при которой пользователи услуг платят фиксированную сумму за право встать на обслуживание, в дальнейшем оплачивают потребление каждой единицы данного вида услуг;

  • - разработка цен и тарифов на услуги, исходя из предельных издержек;
  • - система стимулов для снижения издержек;
  • - меры регулирования нормы прибыли и др.

Исходным началом деятельности по антимонопольному регулированию в России стало принятие в 1991 г. Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Антимонопольное законодательство России состоит из Конституции РФ, указанного выше закона, издаваемых в соответствии с ним федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений и распоряжений правительства.

В российском антимонопольном законодательстве содержание и количественные критерии монополиста определяются через понятие «доминирующее положение». Доминирующее положение - исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на условия обращения товара на соответствующем рынке или затруднять доступ на него другим хозяйствующим субъектам.

В настоящее время в России доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65% и более. В некоторых случаях доминирующим может быть признано положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке составляет менее 65%. Однако не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%. Все названные количественные характеристики хозяйствующего субъекта как монополиста относятся к рынкам товаров, не имеющих заменителей, либо взаимозаменяемых товаров. По отношению к рынкам иных товаров определение количественных границ монополиста не имеет строгого и однозначного решения .

Предметом антимонопольного законодательства является как поведение фирм на рынке, так и структура рынка. В настоящее время антимонопольным законодательством запрещены любые соглашения между фирмами с целью установления цен, ограничения выпуска или раздела рынка.

Кроме запрещения и ограничения определенных форм поведения фирмы, антимонопольное законодательство ограничивает существование или образование определенной структуры рынка, при которой наиболее вероятно злоупотребление монопольной силой. Рыночная структура отрасли определяется количеством фирм в данной отрасли и их объемами продаж. При этом обобщающим понятием является уровень концентрации производства в отрасли. Существует несколько способов измерения концентрации, из которых в практике антимонопольного законодательства применяются два - степень концентрации и Н-индекс. Степень концентрации измеряется суммарной долей продаж четырех наиболее крупных фирм в данной отрасли. Отрасли, в которых степень концентрации (по 4 фирмам) составляет 75% и более, считаются сильно концентрированными, менее 75%- средне- и малоконцентрированными. Степень концентрации является весьма простым и удобным измерителем уровня монополизации, но не всегда достаточно точным. Например, как для монополии, так для олигополии, включающей 4 фирмы с одинаковыми долями, 25% рынка, степень концентрации будет 100%. Более точным измерителем уровня концентрации является так называемый Н-индекс или Herfindahl Index .

Один из элементов в любой системе антимонопольного регулирования - перечень форм недобросовестной конкуренции, которые не должны иметь место. В России к ним относятся:

  • - распространение ложных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
  • - введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, качества и потребительских свойств товара;
  • - некорректное сравнение хозяйствующим субъектом в процессе его рекламной деятельности производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;
  • - получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца;
  • - самовольное использование знака фирменного наименования или маркировки товара, а также копирование формы, упаковки, внешнего оформления товара другого хозяйствующего субъекта.

В 2006 году в РФ на политическом и законодательном уровне может быть закреплена новая антимонопольная политика государства. Был принят федеральный закон «О защите конкуренции». Основополагающие положения закона - о контроле за коллективным доминированием, о снижении порога экономической концентрации, о контроле за сговорами.

В РФ наибольшую долю среди случаев нарушений антимонопольного законодательства составляют ценовые сговоры. Чтобы повысить эффективность работы антимонопольных органов, в Закон «О защите конкуренции» введено новое понятие «согласованные действия». Ранее бывали случаи, когда суды настаивали на том, что фактом, подтверждающим наличие сговора, может быть только соглашение. На практике же это скорее исключение, чем правило .

Введено понятие «координация деятельности», применение которого позволяет выявлять согласованные действия, когда одно из лиц не является непосредственным производителем товаров, но имеет возможность координировать деятельность производителей.

Государственную антимонопольную политику в России регулирует Федеральная антимонопольная служба. Стоящие в настоящее время перед антимонопольной службой задачи - это отказ от избирательного правоприменения, активизация деятельности антимонопольных органов по контролю и надзору на всех без исключения рынках, обновление антимонопольного законодательства с учетом накопленного российского и мирового опыта.

Курсовая работа

Антимонопольная политика государства

Введение

экономический законодательство антимонопольный

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в условиях после кризисного периода, крайне тяжелых для существования бизнеса, компании сплачиваются, объединяются или происходит поглощение одной компании другой. Взаимосвязанность явлений - кризиса и монополий - указывает на одну из причин монополизации, а именно: попытку многих фирм найти спасение кризисных потрясений в монополистической практике. Не случайно монополии в экономической литературе нередко нарекались как «дети кризиса».

Таким образом, монополии на современном этапе - это преимущественно крупные предприятия с максимальной эффективностью и минимальными затратами.

С другой стороны, количество негативных факторов существования монополий значительно больше и первый из них - практика образования монопольных цен. Монопольные цены отклоняются от рыночных, создают дополнительные прибыли монополистам и одновременно облагают потребителя своеобразной «данью» в свою пользу. Покупатели вынуждены покупать товары по ценам, которые выше, чем в условиях конкурентного рынка. При этом рост цен наблюдается в основном на внутреннем рынке, и создается такая ситуация, когда цены на внутреннем рынке выше, чем на внешнем. Для укрепления такого положения монополисты создают искусственный дефицит на товары и услуги. В этой связи возрастает роль государственной антимонопольной политике, которая заключается комплексе проводимых мер, направленных против монополизации производства и рынка и обеспечивающих развитие конкуренции среди товаропроизводителей.

Целью курсовой работы является изучение теоретических основ государственной антимонопольной политики и применение антимонопольного регулирования на практике.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

изучить историю возникновения и сущность монополий;

определить значение и цели антимонопольной политики государства;

рассмотреть особенности антимонопольной политики различных стран;

изучить становление и основные направления антимонопольной политики Российской Федерации.

1. Понятие и сущность антимонопольной политики государства

.1 Монополия: понятие, экономическое содержание, история возникновения и виды

Монополия представляет собой сложное, многоплановое явление, поэтому при ее определении целесообразно применять комплексный подход.

Следовательно, главным признаком монопольного образования (монополии) является занятие монопольного положения. Последнее определяется как доминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможность самостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара.

Сравнительная оценка полезности монополий представлена в приложении 1.

Существует два способа образования монополий: посредством капитализации прибыли или путем слияний и поглощений. В последнее время отмечается существенное преобладание последнего способа.

Наиболее важным аспектом монополий, связанных с новой ролью банков и других финансовых учреждений с так называемой системой участия. Растущая концентрация производства и капитала постоянно подчеркивают необходимость усиления роли банков, заставляя промышленные компании искать прочные связи с банками, чтобы получить долгосрочные кредиты, открытие кредита в случае изменения экономических условий. Банки из скромных посредников в могущественных монополий стали. Это означало официальное создание «общего распределения средств производства». Но содержание этого распределения является частным, то есть, в соответствие с интересами монополистического капитала. Слияние банковского и промышленного капитала привело к образованию финансового капитала и финансовой олигархии.

Важной характеристикой монополий второй половины XX века является их выход на международную арену, не только в торговле, но и непосредственно в производстве, организованном в виде филиалов и дочерних компаний за рубежом, то есть, преобразование национальной монополии в транснациональных корпораций (ТНК). Экономическая и финансовая мощь ТНК стремительно возрастает: в середине 80-х годов в совокупном валовом продукте развитых стран их доля достигла 1/3, в мировом экспорте - 40% и в обмене технологией - 80%. Некоторые ТНК по размерам годового оборота превышают ВВП небольших государств, а по роли в мировой экономике даже превосходят их.

Есть несколько причин существования монополий.

.«Естественная монополия».

. Одна-единственная фирма обладает контролем над некоторыми редкими и чрезвычайно важными ресурсами или в виде сырья, или в виде знаний, защищенных патентом или содержащихся в секрете.

Государственное ограничение.

  1. Монополистический рынок представлен одним продавцом и множеством покупателей.
  2. Производимая продукция является уникальной (то есть отсутствуют товары-заменители).

Монополии монополизируют все сферы общественного воспроизводства: непосредственно производство, обмен, распределение и потребление. На основе монополизации сферы обращения возникли простейшие формы монополистических объединений. Более сложные формы монополистических объединений возникают тогда, когда процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного производства.

В приложении 2 представлены основные формы корпоративных объединений.

.2 Понятие и цели антимонопольной политики государства

Необходимость обеспечения справедливой практики и инструменты конкуренции появились давно. С развитием производственных отношений возникла необходимость не только регулировать качество конкуренции, но и гарантировать существование конкурентного механизма рыночных отношений. Эта потребность удовлетворяется с начала появления конкретной правовой формы государственного регулирования экономики антимонопольного законодательства, направленного на это, чтобы предотвратить ограничение конкуренции и сделать большую часть принципа экономической эффективности. Другая часть, предусматривает необходимость антимонопольной политике и существование антимонопольного законодательства, чтобы обеспечить существование конкурентного механизма рыночных отношений и консолидации основных положений антимонопольного регулирования, направленных на обеспечение условий для создания и эффективное функционирование товарных рынков, предотвращение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Эта потребность начала удовлетворяться с возникновением особой правовой формы государственного регулирования экономики.

Антимонопольная политика основывается на выводе, согласно которому общество несет экономические и иные потери от вытеснения рыночной конкуренции монополией.

Следовательно, компания получит экономические выгоды от предотвращения монополии или содействие прекращению его деятельности, где оно уже существует. Укрепление монопольной власти отдельных фирм ведет к социально-экономическим потерям: во-первых, потери проявляются в более высоких ценах, которые потребители должны платить за продукцию компаний-монополистов, чем цены на аналогичные товары в конкурентных рынках; во-вторых, приобретение монопольного часто приводит к запланированному ограничения товаров и услуг в целях поддержания высоких цен, а это означает, что монополия производит неэффективному распределению ресурсов между различными секторами; В-третьих, монополия часто приводит к техническому застою производства, ухудшению качества продукции, условий труда и так далее.

Антимонопольная политика представляет собой сумму экономических отношений, юридического воздействия и выступает как средство поддержания государством баланса между конкуренцией и монополией, установления официальных «правил игры» на рынке.

Антимонопольная политика - одно из направлений государственного регулирования экономики, представляющее комплекс государственных мер (соответствующее законодательство, система налогообложения, денационализация, разгосударствление и приватизация собственности, поощрение создания малых предприятий и пр.), направленных против монополизации производства и рынка и обеспечивающих развитие конкуренции среди товаропроизводителей.

1.3 Антимонопольная политика государства

Важнейшим средством регулирования деятельности монополий является антимонопольное законодательство, имеющее два направления:

а) запрещение или ограничение определенных, нежелательных видов делового поведения;

б) формирование конкурентной рыночной структуры, в рамках которой желаемое поведение производителей будет достигаться более или менее автоматически.

Основной задачей антимонопольного регулирования в этом случае является создание барьеров на пути повышения цен или ограничение выпуска продукции со стороны фирм, стремящихся использовать преимущества естественных монополии во вред потребителям.

Показатель результативности правоприменения - это решения судов. В судах первой инстанции (в регионах) ФАС России выигрывает около 60% дел. По статистике 2010-2013 годов в конечных судебных инстанциях ФАС России выиграла более 80% дел. Сегодня прецедентные решения Высшего Арбитражного Суда закреплены не только конкретными судебными актами, но и постановлением Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства».

Государственные органы регулирования, исходя из положения о том, что эффективное распределение ресурсов обеспечивают конкурентные рынки, пытаются лимитировать работу конкретных рынков в секторах, где имеются естественные монополии.

В качестве инструментов антимонопольного регулирования естественных монополий можно назвать следующие:

двухкомпонентный тариф - система ценообразования, при которой пользователи услуг платят фиксированную сумму за право встать на обслуживание, в дальнейшем оплачивают потребление каждой единицы данного вида услуг;

разработка цен и тарифов на услуги, исходя из предельных издержек, система стимулов для снижения издержек;

меры регулирования нормы прибыли и др.

В 2015 году ФАС России продолжила работу по подготовке и реализации ключевых решений, изменяющих производственные отношения в различных отраслях в сторону развития конкуренции. Были приняты важнейшие судебные прецедентные решения, которые изменили существующий порядок в таких сферах, как:

-рынок нефтепродуктов;

-авиация;

-телекоммуникации;

-металлургия;

-фармацевтика;

-автомобилестроение;

-электроэнергетика;

-химическая промышленность и др.

2. Государственная антимонопольная политика в различных государствах

Экономика большинства стран в мире сегодня основаны на принципах эффективной конкуренции и свободного предпринимательства. Антимонопольные законы были приняты в почти 90 странах. Во-первых, мы рассмотрим политику государство конкуренции США, как и многие другие страны приняли в качестве основы для антимонопольного законодательства этой страны. Затем кратко обсудим особенности поведения управления компаний в странах Западной Европы и Японии.

Антимонопольная политика в США.

Цель антимонопольной политики США заключается в том, чтобы определять допустимость той или иной практики экономических агентов с точки зрения ее воздействия на конкуренцию.

Антимонопольную политику в данной стране проводят федеральные и местные суды; антитрестовский отдел Министерства юстиции (главный законодательный орган); Федеральная торговая комиссия (главная исполнительная власть).

К основным законодательным документам, принятым в США, относятся:

Акт Шермана (1890), который предполагает запрет трестов, запрет практики монополизации торговли между штатами. Антиконкурентные действия фирм трактуются как уголовное преступление, что предусматривает наказание в виде тюрьмы до 3 лет; штрафа до 1 млн долл. для компаний и до 100 тыс. долл. для частного лица или расформирования компании. Монополия здесь понимается как доминирующее положение фирмы на рынке;

Акт Клейтона (1914), который делает акцент на поддержку конкурентной ситуации в целом. Он запрещает слияния при угрозе конкуренции и направлен главным образом против горизонтальных слияний;

Акт Робинсона-Пэтмана, который предполагает запрет ценовой дискриминации и уголовную ответственность за политику хищнических (грабительских) цен - установление цены ниже уровня средних / предельных издержек с целью вытеснения конкурента с рынка.

Согласно законодательной классификации США, выделяют следующие виды антиконкурентных действий фирм.

Незаконные как таковые (по сути, на основании буквы закона). Эти действия не обладают какими-либо достоинствами, позволяющими компенсировать их антиконкурентное воздействие.

Незаконные на основании правила разумности (духа закона).

Решения суда по данным действиям принимаются на основе сравнения и сопоставления положительных и отрицательных последствий антиконкурентного действия.

Первый тип включает в себя:

Горизонтальное крепление цен;

Горизонтальная сговор на долю рынка;

Группа бойкот (отказ компании договорились торговать с третьей стороной с целью вытеснения с рынка);

Связанные продажи;

Неправильная информация о продукте.

Второй тип включает в себя:

Вертикальная фиксация цен;

Отказ в предоставлении по одной фирмы;

Исключительное право купить или продать.

Особой сферой действия отраслевой политики США является регулирование слияний и поглощений фирм - определение критериев, при которых подобное взаимодействие фирм не допускается.

Еще одна область государственной политики является регулирование рынка информационной безопасности. Эта проблема возникает в присутствии фирм стимулов к искажению информации в некоторых случаях, когда это трудно проверить качество товаров, компания производит экспериментальные продукты, продажа одноразовой продукции происходят, совершил краткосрочные спекулятивные сделки.

Антимонопольная политика в Западной Европе.

Особенности государственного регулирования экономической структуры Западной Европы должны включать в себя общие характеристики:

Запрещение монополий в Европе не очень часто;

Происходит главным образом регулирование монополий и доминирующих фирм. Монополия рассматривается как еще одна форма конкуренции; монополия прогресс идет путем совершенствования методов производства и дифференциации продукции, что расширяет выбор потребителя и указывает новые направления технологического разведки;

Вводит понятие «эффективной конкуренции» - это конкурс, который способствует реструктуризации национальной экономики.

Основанием для мер регулирования стран - членов Европейского сообщества Римский договор. В силу этого соглашения запрещает картели и другие ограничительные соглашения между компаниями (ст 85).; осудил злоупотребления доминирующим положением на рынке (ст 86).; обеспечивает регулирование слияний, запрещение слияний, которые могли бы создать доминирующее положение компании; Это запрещено государственную помощь фирмам, искажая торговли между странами (ст. 92). Исключения предусмотрены в случаях, когда картели и доминирующие фирмы способствуют техническому или экономическому прогрессу в интересах клиентов (например, в случае сотрудничества в области НИОКР).

Антимонопольная политика в Германии.

В Германии, органов промышленной политики являются: Министерство экономики (отвечает за общее руководство), Федеральный антимонопольная служба (рассматривается конкретный случай), Антимонопольный комитет (Комитет экспертов, которые дают рекомендации по разработке политики в области конкуренции действует в качестве консультативного органа).

Там подвергают контролю:

Приобретение активов предприятия полностью;

Приобретение акций 25, 50 или более процентов акций компании;

Любая сделка, в результате которой компания приобретает прямой или косвенный контроль над предприятием;

Любая сделка, в том числе на приобретение не менее 25 процентов акций, если это позволяет компании-покупателя влиять на конкурентную поведение других компаний.

Антимонопольное законодательство в Германии включает в себя рассмотрение дел о создании холдинговой компании или кооператива других компаний (с учетом координации поведения компании, матери и дочери-компании). Он использует такие критерии для оценки компании, как создание или укрепление доминирующего положения. Доминирующее положение компании является ситуация на рынке, когда компания не имеет конкурентов или сильные конкуренты; если фирма имеет больше власти на рынке по сравнению с конкурентами.

Фирмы могут рассматриваться как находящиеся в состоянии коллективного доминирования, если конкуренция между ними незначима или если они обладают значительной властью над третьей стороной рынка.

Антимонопольная политика в Великобритании.

В надзорных органов Великобритании в течение антимонопольной политики являются Министерство торговли и промышленности; Комитет по слияниям и монополиям (консультативный орган); Комитет по свободной торговле (курирует политику в области конкуренции, проводит предварительное расследование). Критерий доминирования на рынке является доля фирм в 25 процентов рынка.

При рассмотрении антиконкурентных дел принимаются во внимание следующие практические соображения:

влияние данного мероприятия на платежный баланс страны;

влияние государственной отраслевой политики на занятость.

Антимонопольная политика в Италии.

В Италии, проведение отраслевых политики осуществляется Комиссией по конкуренции на рынке, который рассматривает дело о промышленных предприятий (для средств массовой информации и банки, за исключением), а также расследует дело о поглощений, слияний и создания из общей филиалов. В качестве наказания, наказание за сделки без разрешения Комиссии - до 1 процента от оборота в год сделки; Штраф за сделки, которые были сделаны, несмотря на судебный запрет Комиссии - 1-10 процентов от оборота.

Антимонопольная политика во Франции.

Особенностью отличается и конкуренция (большинство, однако, promonopolnaya) политика регулирования отраслевых структур в Франции. Здесь, в послевоенный период, в соответствии с политикой правительства предусматривается создание в каждой отрасли 1-2 крупных предприятий (национальных лидеров), которые должны были защищать малый и средний бизнес - своих поставщиков и потребителей. Предусматривается также создание региональных органов власти, чтобы помочь эти крупные предприятия в случае банкротства. В 1980-х годах, национальные лидеры играют роль экспертов в определенных секторах рынка, что позволяет им быть конкурентоспособными в этих рыночных ниш. 1990-е годы характеризуются как политики «ниш»: есть государственная помощь отдельным секторам - ниши экономики - для продуктов, вертикальным потоком. Государственная политика направлена на стимулирование слияний, поощрения научных исследований и разработок, производства экспортного финансирования государственных инвестиций, развития трудовых ресурсов, увеличение государственных закупок товаров частных фирм. Конкурс (антимонопольное) политика не является существенным.

Антимонопольная политика в Японии.

Для Японии, характеризуется проведением антимонопольных органов политики, таких как Комиссии по свободной торговле, Министерства промышленности и торговли. Механизм государственной политики, проводимой в определенным образом: регулирующие органы обычно не принять официальное решение, но предпочитают неофициальные переговоры с фирмами в «трудных» случаях. Таким образом, фирмы с годовым оборотом в 2 млрд иен или более должен представлять ежегодный доклад Комиссии о своем участии в деятельности других компаний и сообщить о предлагаемом слиянии. На самом деле фирмы неофициальные консультации с Комиссией, прежде чем принимать какие-либо действия (слияние, участие).

3. Особенности антимонопольной политики в Российской Федерации

3.1 Несовершенство законодательства Российской Федерации в сфере антимонопольного регулирования

Немало проблем в текущем антимонопольной политики в России возникает из недостаточной проработанностью широкий спектр юридических материалов и других официальных правил, касающихся монополий и монополий. В условиях современной России важную роль в проведении антимонопольной политики содержание игры и направление нормативных правовых актов по многим другим вопросам, особенно по вопросам, связанным с процессом разгосударствления и приватизации, развития малого бизнеса, организации налоговой системы страна.

На самом деле, до сих пор в российском законодательстве не достаточно развернуто и эффективный закон о системе государственной поддержки малого бизнеса, система гарантий достаточно полная реализация этих мер со стороны государства по поддержке и стимулированию развития малого бизнеса. В целом, в нынешних законодательных материалов не выделяется даже вполне четко феномен «малого бизнеса» и не отражает его место в обновлении экономической системы страны. До сих пор есть только один официальный документ, в котором особо выделяется понятие малых предприятий и разъясняются критерии такого выделения. Имеется в виду Постановление Совета Министров РСФСР №406 от 18 июля 1991 г. «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР».

Определенные проблемы при проведении антимонопольной политики в России порождает и непосредственно современное антимонопольное законодательство.

С антимонопольные акты разрабатываются в нашей стране впервые, и, в условиях не только отсутствия достаточных знаний и опыта разработчиков, но и когда есть четкий и сильная оппозиция из числа власти и дисциплины, в то время как они не совершенны и нуждаются в дальнейшей разработке и развитию. Антимонопольное законодательство Российской Федерации слабее антимонопольного законодательства США, хотя бы потому, что они не содержат четких мер против существующих монополий и предложить очень слабые, неэффективные формы ответственности виновных. Наряду с отсутствием тяжести наших антимонопольного законодательства по некоторым вопросам, в которых есть как чрезмерное жесткость и негибкость, другие вопросы.

Можно говорить о несовершенстве закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», где нет никаких признаков критериев и методов для определения границ монопольных рынков и антимонопольного местного самоуправления и (самое главное) предприятия сами по себе не имеют необходимых документов об образовании или инструкции. В результате, антимонопольные органы могут по-прежнему чрезмерно широкое толкование понятия «доминирующее положение на рынке», и для многих предприятий способность защищать от обвинений в монополии выглядит нарочито трудно. Не очень хорошо представлены и некоторые формулировки, содержащейся в законах, например, формулировка закона о конкуренции концепции «монополистической деятельности». Эта деятельность определяется здесь как «вопреки этому закону действия…… хозяйствующих субъектов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции и (или) причинения вреда потребителям.» То есть, при сохранении нынешней формулировки понятия «монополистической деятельности» под антимонопольного статей, в принципе, взять любое предприятие.

Анализируя пробелы антимонопольного законодательства, автор данной курсовой работы, считает, целесообразным выявить пути преодоления несовершенств. Так Государственная Дума и Правительство РФ дают следующие рекомендации:

Активизировать работу по развитию антимонопольного законодательства, законодательства о защите прав потребителей, о рекламе и естественных монополиях, биржевого законодательства и законодательства, обеспечивающего поддержку предпринимательства.

Принять меры по совершенствованию нормативно-методического, информационного и правового обеспечения:

а) практики антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках;

б) развития конкуренции и предпринимательства;

в) госрегулирования деятельности естественных монополий на транспорте, в области связи;

г) работы госорганов по защите прав потребителей.

Создать необходимые правовые условии для:

а) предотвращения монополизации экономики и развития конкуренции на монополизированных товарных рынках;

) снижения барьеров входа на рынки новых хозяйствующих субъектов и обеспечения равных возможностей хозяйствования для всех участников рынка;

в) развития малых и средних предприятий.

Разработать предложения по оптимизации налоговой нагрузки на субъектов малого предпринимательства и упрощению соответствующих звеньев налоговой системы.

Разработать и принять законодательный акт о ценообразовании и ценовой политике, регламентирующий конкретные формы и механизмы государственного регулирования цен, и устанавливающий ответственность за ценовую дискриминацию потребителей, фальсификацию качества товаров и за другие формы недобросовестной ценовой конкуренции.

Ускорить разработку проектов федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», «О кредитной кооперации», «О взаимном страховании», «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности».

Ускорить рассмотрение и принятие проектов федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О рекламе», а также «О биржах и биржевой деятельности».

Изучив вопрос несовершенства законодательства, можно сделать вывод, что российские разработчики в антимонопольных законов еще есть много работы, когда было бы целесообразно принять во внимание опыт других стран, не забывая о специфике российского рынка.

.2 Специфика антимонопольного регулирования экономики Российской Федерации

Русское антимонопольное регулирование имеет тенденцию больше к европейской модели. Это нашло свое отражение в содержании Российской антимонопольного законодательства, а также полномочий и практики федеральных антимонопольных органов. В в системе исполнительной власти и используется, главным образом, административные и организационные методы антимонопольной политики.

В общем, России антимонопольное законодательство состоит из Конституции Закона Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», выпущенных в соответствии с федеральными законами, указами Президента, постановлений и распоряжений правительства. Система антимонопольного регулирования экономики включает следующие элементы:

понятие монополиста, его качественные и количественные характеристики;

виды монополистической деятельности, подлежащей государственному регулированию;

перечень форм недобросовестной конкуренции, подлежащей запрещению;

определение системы антимонопольных органов, их задач, функций и полномочий;

меры ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.

Самым важным элементом в системе антимонопольного регулирования экономических в каждой стране - само понятие монополии как субъекта, чья деятельность подлежит регулированию. Российские содержание антимонопольного законодательства и количественные критерии, определенные монополиста понятия «доминирующее положение». В соответствии с Законом о конкуренции доминирующим положением - это уникальное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного продукта, чтобы он мог оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем рынке или затруднять доступ на него других хозяйствующих субъектов.

В настоящее время, Россия признала доминирующее положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного продукта составляет 65% или более. В некоторых случаях, установление антимонопольного органа может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке составляет менее 65%. Тем не менее, он не может считаться доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного продукта не превышает 35%. Все эти количественные характеристики экономического субъекта в качестве монополии являются рынки, которые не имеют заменителей или замены товара. Но по отношению к рынкам границ количественного другие товары монополист не имеет строгие и однозначные решения.

Другой важнейший элемент в системе антимонопольного регулирования - определение видов монополистической деятельности, представляющих злоупотребление хозяйствующим субъектом (или группой лиц) доминирующим положением на рынке. К ним относятся все действия, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции:

изъятие товаров из обращения для создания дефицита и повышения цен;

навязывание контрагенту неприемлемых для него условий договора;

создание препятствий доступу на рынок другим хозяйствующим субъектам;

установление монопольно высоких (низких) цен и др.

Непременный элемент любой системы антимонопольного регулирования - совокупность антимонопольных органов, их задачи, функции и полномочия. В России главный антимонопольный орган - это Федеральная антимонопольная служба (ФАС), который создает в регионах территориальные отделения. К основным его задачам относятся:

содействие формированию рыночных отношений на основе конкуренции и предпринимательства;

предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.

Этот орган имеет право давать хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства и устранению их последствий, их принудительном разделении или выделении структурных подразделений композиции, прекращения или изменения договоров, противоречащих антимонопольному праву, по заключению соглашения с другими экономическими субъектами, указанными в федеральном бюджете прибыли, полученной в результате нарушения антимонопольного законодательства. Система также включает в себя анти-монополистического регулирования и штрафы за нарушения антимонопольного законодательства. И Россия, в основном, административные и организационные меры воздействия, хотя в некоторых случаях, обеспечивает более строгих мер. В экономике современных государств всегда существуют такие сферы, в которых сохранение и поддержание рыночной конкуренции не целесообразны по причине ее экономической неэффективности или по иным причинам, среди которых - обеспечение системы национальной безопасности страны. Антимонопольная политика, следовательно, не означает ликвидации монополизма вообще. Она должна опираться на основательную инвентаризацию рынков, на их разграничение на конкурентные рынки и в принципе неконкурентные, т.е. такие, где сохранение монополии экономически оправданно. Сферы экономики, исключенные из рыночной конкуренции, - это так называемые естественные и государственные монополии

Наряду с естественными монополиями рамки рыночной конкуренции могут быть устранены, и в других сферах деятельности, называемые государственной монополии. Сохранение конкуренции в этих секторах неуместно не только потому, что его экономической неэффективности, но также из-за особой роли этих секторов в формировании общих условий экономического и социального развития, национальной безопасности, а также особой социальной значимости товаров и услуги. В качестве субъектов государственной монополии в России выступают, как правило, государственные унитарные предприятия, имеющие лицензии на осуществление определенных видов деятельности. Такими государственными монополиями могут выступать: денежно-эмиссионная деятельность, осуществляемая Центральным банком страны, некоторые виды внешнеэкономической деятельности, часто производство, и сбыт алкогольной продукции и др. Режим государственной монополии имеет исключительный характер.

Таким образом, автор делает вывод, что антимонопольная политика государства не означает тотального разрушения монополизма. Она предполагает сохранение некоторых видов монополий, обеспечивая их государственное регулирование. Суть и смысл любой антимонопольной политики состоит в том, чтобы использовать выгоды крупномасштабной экономики и нейтрализовать ее возможные негативные последствия, связанные с ослаблением конкуренции. Именно сочетание этих двух подходов и составляет практически наиболее трудноразрешимую, меняющуюся в зависимости от ситуации правовую и экономическую задачу.

Заключение

Экономический кризис, последствия которого ощущаются сегодня, является неплохим моментом для начала процесса диверсификации российской экономики. Высокий уровень монополизации и сырьевая направленность российской экономики - это фундамент для внутренних кризисов и чрезмерно острого реагирования на внешние негативные явления, а также гарантия вечного отставания в развитии России от Запада и многих азиатских государств.

В заключении представляется возможным сделать следующие выводы:

Фирма-монополист обычно имеет более высокую прибыль, что, естественно, привлекает в отрасль других производителей. В случае чистой монополии, препятствия для вступления в отрасль достаточно велики, и это практически блокирует проникновение конкурентов на монополизированный рынок.

История монополий неразрывно связана с развитием тех процессов, которые на каждом этапе ускоряли рост монополизации хозяйства, придавая ему новые формы.

Можно выделить два связанных между собой направления (аспекта) антимонопольной политики: разработку и принятие специального антимонопольного законодательства; формирование системы органов, осуществляющих антимонопольное регулирование и контролирующих соблюдение антимонопольного законодательства.

Разработчикам российского антимонопольного законодательства предстоит ещё большая работа, при этом было бы целесообразно учитывать опыт зарубежных стран, не забывая при этом специфики российского рынка.

Антимонопольная политика государства не означает тотального разрушения монополизма. Она предполагает сохранение некоторых видов монополий, обеспечивая их государственное регулирование. Суть и смысл любой антимонопольной политики состоит в том, чтобы использовать выгоды крупномасштабной экономики и нейтрализовать ее возможные негативные последствия, связанные с ослаблением конкуренции.

Список использованных источников

1.Закон РСФСР от 22.03.1991 №948-1 (ред. от 26.07.2006) «О конкуренции и защите монополистической деятельности на товарных рынках» // Консультант Плюс.

2.Приказ ФАС РФ от 09.04.2007 №105 «Об утверждении регламента Федеральной антимонопольной службы».

.Федеральный закон от 17.08.1995 №147-ФЗ (ред. от 08.11.2007) «О естественных монополиях» (принят ГД ФС РФ 19.07.1995)

.Грязновая, А.Г. Микроэкономика: практический подход: Учеб./ Под ред. А.Г. Грязновой, А.Ю. Юданова. - 3-е изд., стереотип. - М.: Кнорус, 2011. - 672 с.

.Князева, И.В. Антимонопольная политика в России: Учеб.пособ./ Князева И.В. - М.: Омега - Л, 2011. - 526 с.

.Кулешова, А.Б. Конкуренция в вопросах и ответах: Учеб. пособ./ Кулешова А.Б. - М.: Проспект, 2008. - 256 с.

.Поляк, Г.Б. Всемирная история: Учебник для вузов/ Под ред. - Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2007. - 496 с.

.Столяров, И.И. Государственное регулирование рыночной экономики: Учеб. пособ./ Отв. ред. И.И. Столяров - 4-е изд. - М.: Дело, 2009. - 280 с.

9.Экономическая теория: учебное пособие / коллектив авторов; под ред. М. Соколинского. - 7-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2014. - 464 с.

10.Экономическая теория: Учебник / 3. К. Океанова. - 5-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2014, - 650 с.

11.Авдашева С.Б. Экономические основы антимонопольной политики: российская практика в контексте мирового опыта/ С.Б. Авдашева, А.Е. Шаститко, Е.Н. Калмычкова // Экономический журнал Высшей школы экономики: Научно-информ. журн. /Гос. Ун-т - Высш. Шк. Экономики. - М.: - ISSN1813-8691, 2007 - Т.11 №1. - с. 89-123.

12.Государственная антимонопольная политика: практический опыт и задачи совершенствования законодательства: (рекомендации парламентских слушаний, проведенных комитетом ГД по экономической политики и предпринимательству) // РОС. Экон. Журнал. - 212. - №3. - с. 28-33.

.Долгова И.В. Монополии и конкуренция / И.В. Долгова, Н.В. Швейко // Финансы и кредит. - 2013. - №3. - с. 44-59.

.Илларионов, А. Актуальные проблемы экономического роста в России/ А. Илларионов // Общество и экономика. - 2009. - №8-9.-с. 26-35.

.Никифоров А.А., Концепции антимонопольной политики и реформа / А.А. Никифоров // Вестн. Моск. ун-та. Сер.6, Экономика. - 2012 - №1. - с. 14-31.

.Паламарчук, А. Антимонопольное законодательство: проблемы и пробелы / А. Паламарчук, М.О. Сайтарлы Н. // Законность. - 2013. - №9. - с. 35-38.

.Проблемы управления и регулирования в экономике России // Проблемы теории и практики управления/ 2013. - №12. - с. 53-60.

.Зайцев М.Ю. Монополия, ее современные виды и формы. #"justify">.Осадчая, И. Кризис пришел, что делать государству? http:/www.nkj.ru/archive/

.Павлюк С. Интеграция банковского и промышленного капиталов в современной российской экономике. http.www.planetadisser.com

21.http.www.stat-info.ru

Похожие работы на - Антимонопольная политика государства

Антимонопольная политика является правовой формой антимонопольного регулирования отношений на рынке на уровне государства. Законодательство в данной сфере выступает совокупностью нормативных актов, путем реализации которых осуществляется воспроизводство и поддержка честной конкуренции, а также предупреждение, пресечение и ограничение монополистической деятельности.

Основы антимонопольной политики в России

Рыночные отношения на территории России еще пока на стадии своего активного становления. Правительство постоянно сталкивается с большим количеством трудностей, с препятствиями и противоречиями, которые накладывают негативный отпечаток на эффективность антимонопольного законодательства. На территории РФ работает Министерство по антимонопольной политике - структура антимонопольного регулирования, которая систематически модернизируется и совершенствуется. В связи с тем, что монополии постоянно проявляют активное стремление к экономической власти, со стороны государства необходимо часто предпринимать пресекающие меры.

За последние несколько лет антимонопольная политика в России кардинально изменилась. Если ранее практиковались вмешательства в деятельность отдельных структур, которые несли определенную угрозу для экономики, сегодня разовые мероприятия трансформировались в стабильную функцию государства.

Методики воздействия на монополию

Несмотря на многообразие вариантов воздействия на монополии со стороны правительства РФ, можно выделить самые эффективные рычаги. Результативные методы антимонопольной политики – это:

  • Высокие налоги , которые позволяют сократить доходность монополий.
  • С целью сдерживания инфляции, а также для формирования искусственного давления на ценовую политику высококонцентрированных отраслей осуществляется ужесточённый контроль над ценами .
  • На монополии устанавливается государственная собственность .
  • Регулирование промышленности проводится на государственном уровне. Это позволяет не только четко отслеживать уровень цен, но и контролировать объемы производства, вход и выход компаний из отраслей, которые регулируются.
  • Антимонопольная политика включает активную антитрестовскую политику.

Россия на пути борьбы с монополиями

Законодательство РФ относительно конкуренции и монополий – это новое явление в экономике государства, в его правовой жизни. Впервые решение о создании законодательства для регулирования деятельности трестов и синдикатов было принято в ХХ веке. В тот период все ограничилось правительственными законопроектными работами. Воспрепятствовала развитию тенденции Первая мировая война. После становления советской власти идея борьбы с монополиями полностью потеряла всякий смысл. За счет комплексной ликвидации частного предпринимательства и принятия планово-командной хозяйственной политики централизованного типа государство приобрело небывалую в истории мощь и силу. По большому счету, оно само превратилось в монополиста, который охватил практически все сферы деятельности: экономику, идеологию и политику.

Первые шаги

После проведения в России экономических реформ, сопутствующих формированию рыночных отношений, а также отказа государства от тоталитарных методик управления хозяйством, монополии вновь стали себя проявлять. Появилась потребность создания специализированого раздела российского законодательства.

Антимонопольная политика в России началась с принятия в 1990 году ряда актов, которые были нацелены на контроль над предпринимательской деятельностью. В 1995 год был утвержден «Закон о рынках и об ограничении монополистической деятельности», который, несмотря на кардинальные изменения, даже сегодня остается костяком всей отечественной рыночной системы. Законодательные нормы не только препятствуют возникновению частных монополий, они контролируют объединения, которые формируются за счет манипуляций государственной власти.

Варианты воздействия на монополию

Антимонопольная политика не ограничивается воздействием на монопольные структуры только со стороны законодательства. Как на территории России, так и в других станах мира правительство имеет широкий перечень решений для пресечения деятельности таких структур.

Для государств с рыночным типом экономики, к которым относится и Россия, характерны следующие направления:

  • Активизация рыночных структур, которые имеют высокий уровень конкурентной способности и которые в состоянии оказать глобальное противодействие монополиям. Воплощается определенный перечень мероприятий по либерализации рынков.
  • Комплексное и прямое предотвращение деятельности монополии, подавление ее работы через законодательство путем осуществления активных действий.
  • Жесткий контроль не только над ценовой политикой компании, но и над уровнем ее рентабельности.

Антимонопольная политика – гарант баланса в экономике России

Несмотря на широкое и эффективное применение антимонопольных мероприятий на территории многих стран, они не могут служить схемой и образцом для подражания. Для каждого формата рыночной экономики нужно подбирать индивидуальный план регулирования. Антимонопольная политика государства, несмотря на свой кардинальный характер, никогда не относилась к категории систем отрицающего характера. Она не нацелена на преображении действующей системы экономики. Основные цели антимонопольной политики – это поддерживание баланса между конкуренцией и монополиями на оптимальном для РФ уровне.

Зачем правительству России бороться с монополиями?

В России монополистическая деятельность сопровождается достаточно большим списком трудностей и негативных последствий для экономики страны в целом. Это не только недостаточные объемы производства, но и завышенные цены, низкая эффективность предприятий. Клиенты компаний-монополистов вынуждены принимать высокую стоимость товаров или услуг. Без альтернатив остается согласие с низким качеством продукции либо с ее устарелостью.

Нельзя не отметить замедление технического прогресса, отсутствие высокого сервиса и прочих факторов, которые свидетельствуют о пренебрежении потребностями и интересами потребителя. На фоне огромного букета негативных моментов наиболее существенным остается полная блокировка монополиями механизмов саморегулирования рынка. Монополисты являются в какой-то степени всевластными. Другие участники рыка не могут оказать влияния на сложившуюся ситуацию. Только сознательная антимонопольная политика РФ и прямое вмешательство в ситуацию правительства могут расставить приоритеты.

Трудности в борьбе с монополиями

В борьбе с компаниями-монополистами и в попытках ограничить злоупотребление руководства имеющейся властью правительство России сталкивается с определенными трудностями. Это связанно с большими размерами предприятий. Минимальных значений средних долгосрочных издержек удается достигнуть только при больших объемах производства. Малое производство не является эффективным. Скажем, создать достойную конкуренцию такой компании, как «АвтоВАЗ», даже путем открытия искусственных небольших фирм по всей стране вряд ли получится, так как они будут неконкурентоспособными, в особенности в условиях мирового рынка.

Антимонопольная политика государства, базирующаяся на дроблении гигантов, не просто малоэффективна, но и невозможна. Высокая эффективность становится достаточно большим препятствием. Если у компании появляются трудности, связанные с санкциями со стороны правительства, то они решаются путем поднятия цен на товары или услуги. Для экономики государства это означает не только увеличение издержек в других отраслях деятельности, но и резкий рост численности неплатежей, полное закрытие межрегиональных связей.

Что такое монополия в России и какой орган ее контролирует?

Антимонопольная политика государства поддерживается главным органом власти, определенным законодательством. Это Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательской деятельности. Права и возможности органа широки. Статус идентичен таковому аналогичных органов в других странах. Под категорию монополий попадают компании, которые своей деятельностью осуществляют контроль над 65% товарного рынка. Предприятие может быть признано монополией, если оно контролирует от 35 до 65% рынка, и если министерству удастся доказать доминирующий статус хозяйственного субъекта после изучения рыночной ситуации.

Понравилась статья? Поделитесь ей