Контакты

Федеральные дотации регионам. Крупнейшие дотации из бюджета получат дагестан, чечня и камчатка. И таких «дотируемых Татарстаном регионов» будет все больше

Дотация – это денежные средства, которые выделяются государственным или местным бюджетом с целью оказания финансовой поддержки убыточным предприятиям и организациям.

Цель предоставления дотаций

Так как за счет дотации часть стоимости продукции, товаров, работ, услуг оплачивается из бюджетных средств, то предоставление дотаций позволяет предотвратить и не допускать превышения цен на определенные потребительские услуги и товары.

Также за счет дотаций осуществляется поддержка местных бюджетов и малообеспеченных слоев населения.

Кому предоставляется дотация

Дотация выплачивается предприятия, у которых выручка от продажи продукции, товаров, работ, услуг меньше осуществленных издержек на производство и реализацию продукции, товаров, работ, услуг.

Таким образом, дотация компенсирует издержки и покрывает убытки.

Самым большим сегментом дотируемых организаций являются организации и предприятия научной сферы и сельскохозяйственной отрасли, поддержка которых является важным приоритетом для национальной экономики. Также дотация предоставляется нижестоящим бюджетам с целью покрытия разницы между их расходами и доходами и гражданам для покрытия их убытков.

Дотация для населения

Из-за того, что определенная часть населения по размеру своих доходов находятся ниже прожиточного, то таким гражданам также выплачивают субсидии, которое обеспечивают частичное покрытие затрат на коммунальные услуги, а также компенсируют расходы на приобретение социальных товаров и медикаментов.

Можно выделить следующие сферы, в которых государство предоставляет дотации для населения:

    регулирование тарифов на предоставление коммунальных услуг;

    жилищно-коммунальные субсидии;

    финансирование ветеранских организаций и разнообразных обществ людей с ограниченными возможностями;

Классификация дотаций в зависимости от категории получателей

Таким образом, в зависимости от категории получателей можно выделить следующие виды дотаций:

    межбюджетные трансферты – это трансферты, выделяемые из федерального бюджета с целью поддержки бюджетов другого уровня;

    перечисление денежных средств организациям и предприятиям, в случае если доходы этих компаний существенно меньше расходов на производство и реализацию товаров, продукции, работ или услуг;

    пособия, выплачиваемые малообеспеченным гражданам с целью покрытия понесенных убытков или доплата.

Основные особенности предоставления дотаций

Рассмотрим особенности предоставления дотаций в зависимости от категории получателей.

Финансовая поддержка субъектов РФ

Отметим, что дотации являются мерой государственной поддержки территорий РФ. Порядок предоставления дотаций закреплен в бюджетном Кодексе РФ. В этом законодательном документе четко определены условия, при соблюдении которых тот или иной регион сможет получить дотацию из федерального бюджета. На практике дотации распределяются между субъектами России, которые нуждаются в государственной поддержке, на основании специальной единой методики, разработанной Правительством РФ.

Дотация из федерального бюджета может быть предоставлена субъектам с целью последующего осуществления межбюджетных трансфертов в адрес бюджетов отдельных муниципальных образований.

Основные виды дотаций, предоставляемые регионам из федерального бюджета:

    дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов;

    дотации на поддержку сбалансированности бюджетов субъектов РФ.

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов

Дотации этого вида предоставляются для выравнивания уровня социально-экономического развития отдельных регионов.

Отметим, что различия между регионами нашей стране весьма существенны по ряду причин. Таковыми являются:

За счет дотаций регионы-реципиенты (получатели бюджетных трансфертов) решают свои социально-экономические вопросы, обеспечивают малообеспеченным гражданам страны необходимый уровень жизни и предоставляют социальные гарантии.

Отметим, что законодательством РФ предусматриваются специальные меры воздействия на субъекты, которые в течение продолжительного времени находятся в числе дотационных субъектов. Так, если в течение трех последних отчетных периодов доля дотаций из государственного бюджета составляет более чем 40% от объема собственных доходов консолидированного бюджета РФ, то регион заставят принять особенные меры для повышения эффективности использования полученных бюджетных средств.

Несмотря на то, что средства дотации не имеют целевого характера и не предполагается возврат дотаций, порядок расходования этих средств контролируется со стороны Счетной Палаты РФ. Субъекты, которые нарушают установленный порядок и не исполняют свои обязательства должным образом, в будущем году уже не смогут рассчитывать на дотационную поддержку государства.

Дотации на поддержку сбалансированности бюджетов субъектов РФ

Дотации на поддержку сбалансированности предоставляются бюджетам субъектов России при изменении их расходных обязательств и доходной базы. В этом случае половина дотационных средств утверждается законом о бюджете, а другая половина распределяется комиссией из числа депутатов Государственной Думы, сенаторов Совета Федераций, членов Правительства РФ.

Отметим, что дотации могут быть направлены не только на поддержку региона в целом, но и на осуществление конкретных президентских программ и решение задач общегосударственного значения, которые выполняются в данном конкретном субъекте федерации.

Дотации производителям

Государственные дотации могут предоставляться отраслям хозяйства или отдельным производствам. За счет дотаций компенсируются понесенные издержки, покрываются производственные убытки.

Государственную поддержку получают предприятия, чья деятельность важна для региона или страны в целом, а так же те организации, продукция которых включается в необходимый потребительский минимум, и повышение цен на эту продукцию привело бы в дальнейшем к социальному взрыву. Как правило, к дотационным предприятиям относятся организации с низкой рентабельностью.

Таким образом, государство, предоставляя дотации, решает две задачи.

С одной стороны, дотации защищают предприятие от банкротства, а с другой осуществляется сдерживание роста потребительских цен на продукцию предприятия.

Например, традиционно дотационным является сельское хозяйство – известно, что сельхозпродукция всегда продается ниже себестоимости.

Также дотации получают жилищно-коммунальное хозяйство, социально-культурные учреждения и т. п. Как правило, государственные дотации распространяются только на крупные предприятия, для малого и среднего бизнеса такая мера государственной поддержки не предусмотрена.

Помощь гражданам

Рассчитывать на получение дотации могут и отдельные граждане. Но только в том случае, если граждане смогут подтвердить свою принадлежность к той или иной льготной категории.

Отметим, что для того чтобы получить дотационную поддержку, необходимо не только соблюсти ряд обязательных условий для получения дотации, но документально подтвердить факт выполнения этих условий. Например, получить дотацию на жилье могут те граждане, чья квартира не превышает нормы социального жилья, установленной в данном регионе.

В качестве мер поддержки дотации могут предоставляться и работодателем. Так, например, работодатель может предоставлять сотрудникам предприятия дотацию на проезд к месту работы, на питание, производить доплаты на содержание несовершеннолетних детей. Возможность получения таких дотаций, как правило, оговаривается в трудовом договоре, заключаемом с работниками предприятия.

На практике предоставляются дотации студентам ВУЗов, которые обучаются за счет бюджета. Как правило, ВУЗ устанавливает ограниченное количество получателей дотаций, к которым могут относиться, например, сироты, учащиеся из многодетных семей, или инвалиды. Причем при ежегодном предоставлении необходимых документов дотацию можно получать за весь период обучения.

Отметим, что дотации, которые были получены гражданами из бюджета, обратному возврату не подлежат.


Дотация: подробности для бухгалтера

    Применением механизма ипотечного кредитования, предоставляются дотации в виде частичного возмещения затрат... применением механизма ипотечного кредитования, предоставляются дотации в виде частичного возмещения затрат... кредитам. Организация, полагая, что данные дотации являются выплатами социального характера, не... дела поддержали организацию, признав, что дотации в виде частичного возмещения затрат...

  • Ужесточение ответственности за бюджетные нарушения

    Системы РФ предоставляются в форме: дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов... бюджетах которых доля дотаций из федерального бюджета (доля дотаций из других бюджетов... размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части... расчетного объема дотации, замененной дополнительными нормативами отчислений)) в...

  • Очередные изменения в порядке применения КОСГУ

    Бюджетной системы РФ по предоставлению дотаций, субсидий, субвенций и иных межбюджетных...

  • НПД с 2020 года: эксперимент расширен

    Субъекты РФ – доноры, не получающие дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, а...

  • Объект учета «доходы» с 2019 года

    СГС «Доходы»): доходы от предоставления дотаций, субсидий, субвенций и иных межбюджетных...

  • О взносах и НДФЛ при ежемесячной выплате работникам компенсации расходов на питание на основании колдоговора

    АС Уральского округа, который посчитал дотацию на питание работников социальной и...

  • ВС: дотация на питание работников на основании колдоговора взносами не облагается

    Основании колдоговора компания выплачивала работникам дотацию на питание в размере не... на человека. ФСС полагает, поскольку дотация предусмотрена локальными нормативными правовыми актами... обложению взносами. Кроме того, спорная дотация не может расцениваться как выплата... определенные должности. К тому же, дотация не относится к соцвыплатам, поскольку...

  • Суды: дотация на питание, предусмотренная колдоговором, взносами не облагается

    На основании колдоговора выплачивала работникам дотацию на питание за счет собственных... ФСС указал на необходимость включения дотации в базу для исчисления взносов... и штраф. По мнению фонда, дотация не может расцениваться как соцвыплата... ; выплачивается в рабочие дни. Сумма дотаций на питание является доходом в...

  • Дотация работникам фирмы на часть первоначального взноса по ипотеке взносами не облагается

    Работникам и пенсионерам компании предоставлялись дотации при ипотечном кредитовании в виде... доначислил страховые взносы на суммы дотаций, пени и штраф, указав, что... фонда, признав, что суммы спорных дотаций не являются выплатами в рамках...

  • Эксперты назвали регионы с самой эффективной налоговой политикой

    Средств, а не за счет дотаций или госдолга», - ... в числе лидеров. Доля дотаций в бюджете республики, по... не замечать, фокусируясь на получении дотаций», - указал Никитин. ... счет собственных средств, а не дотаций. Во всех регионах-лидерах, ... У регионов, которые получают дотации, нет стимулов для работы... С 2017 года регионы, получающие дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, должны... не выполнившим условия, дают меньше дотаций. «Федеральный центр подталкивает регионы...

  • Регионы-доноры преуспели в налоговой политике

    Налоговые льготы не за счет дотаций или госдолга, а также применяют... -лидеров (кроме Башкирии) не получают дотаций центра - то есть являются... предоставляют налоговые льготы за счет дотаций или госдолга. В PwC делают... погашать дефицит бюджета за счет дотаций центра, не имеют достаточных стимулов... предпочитают решать проблемы за счет дотаций вместо поиска сложных решений по...

  • Минфин предложит регионам самим заплатить за неэффективные налоговые скидки

    Потенциала субъекта, что сократит сумму дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. Минфин... зависит размер ежегодно выделяемой региону дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Намечаемый...

Доля отправляемых в Москву налогов ежегодно растет, как и объем средств, выделяемых дотационным территориям

В 2018 году федеральных налогов было собрано на треть больше, чем годом ранее, а нефтяные регионы, в том числе Татарстан, увеличили поступления в бюджет России в полтора раза. Большую часть собранных на своей территории налогов - 71% - РТ отправляет в Москву, и доля эта, видимо, в 2019 году еще вырастет. Расслоение регионов при этом растет на глазах. Число небогатых субъектов РФ, собравших меньше налогов, чем годом ранее, выросло в два раза (с 15 до 30). В итоге зависимость России от нефтяной иглы тоже выросла, а пять крупнейших регионов-сборщиков покрывают теперь 60% всех налогов страны. Возникла парадоксальная ситуация: если регион не подсел на нефтяную иглу, он, вероятнее всего, сядет на дотационную. Подробности - в аналитическом материале «Реального времени».

Налогов вновь собрали на треть больше

Второй год подряд собираемость федеральных налогов показывает рекордную динамику: в 2018 году со всех регионов их было собрано на сумму 11,6 трлн рублей, что на треть больше, чем годом ранее - 8,9 трлн (что, опять же, было больше на 32%, чем по итогам 2016 года).

Напомним, в прошлом году мы уже , что если на вопрос, пройден экономический кризис или нет, отвечать исходя из собираемости налогов, то ответ на него будет положительным. «Реальное время» о падении налоговых поступлений в федеральный бюджет во многих регионах РФ. По итогам 2013 года общий объем федеральных налогов и сборов в России составил 5,3 трлн рублей, в 2014 году в казну собрали на 14% больше - 6,1 трлн, в кризисном 2015 году цифра выросла всего на 10%, до 6,7 трлн. В 2016 году общий объем сборов вырос всего на полпроцента, до 6,8 трлн рублей. Дефицит бюджета в 2017 году составил 3,16% ВВП, или 2,745 трлн рублей. «Налоговый кризис» смогли преодолеть лишь благодаря успехам нефтегазовых компаний РФ, главных налогоплательщиков страны.

Если в среднем по стране объем налоговых сборов в федеральный бюджет вырос на 30%, то в большинстве нефтедобывающих регионов - сразу в 1,5 раза. Среди рекордсменов Ханты-Мансийский автономный округ, увеличивший сборы в 1,55 раза - с 2 до 3 трлн рублей, и Татарстан, собравший в 1,5 раза больше - с 328,5 млрд до 490,3 млрд рублей. Пропорционально увеличили сборы также в Красноярском крае, Оренбургской и Иркутской областях.

Очевидно, что рост сборов во многом связан с квотами на нефтедобычу и мировой рыночной конъюнктурой на «черное золото». Списывать такие сборы лишь на налоговый маневр, который разворачивается в нефтедобывающей отрасли с 2015 года и закончится в 2024 году, довольно сложно хотя бы потому, что в первые годы действия налогового маневра сборы даже падали. Напомним, Россия постепенно отказывается от экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты. Размер пошлины к 2024 году должен уменьшится с 30% до нуля, а налог на добычу полезных ископаемых увеличиться.

Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в федеральный бюджет за 2018 год

Регион ПОСТУПЛЕНИЕ НАЛОГОВ, СБОРОВ И ИНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ на 1.01.2019, тыс.руб. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ на 2018 год, тыс.руб. ПОСТУПЛЕНИЕ НАЛОГОВ, СБОРОВ И ИНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ на 1.01.2018, тыс.руб. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ на 2017 год, тыс.руб.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ 11.638.081.710 8.979.183.094
Ханты-Мансийский АО - Югра 3.072.250.672 - 1.985.463.484 -
город Москва 1.428.030.549 - 1.265.525.556 -
Ямало-Hенецкий АО 1.220.680.319 - 943.921.479 -
город Санкт-Петербург 664.897.484 - 621.529.636 -
Республика Татарстан 490.322.755 - 328.566.826 -
Красноярский край 388.512.599 3.194.526 267.655.450 3.194.526
Московская область 357.793.433 - 325.487.387 -
Оренбургская область 300.831.894 3.974.113 194.447.903 3.974.113

Большую часть собранных налогов Татарстана отправляет в Москву, и доля эта в 2019 году, видимо, еще вырастет

Возможно, отчасти рост сборов связан с изменениями в пропорциях налоговых сборов. Министр финансов РТ Радик Гайзатуллин на сессии Госсовета РТ 19 декабря прошлого года заявил о том, что Татарстан увеличит отчисления в федеральный бюджет с 70 до 75%, следовательно поступления в консолидированный бюджет самого Татарстана снизятся с 30 до 25%.

Любопытно, но на той же сессии прозвучала информация о том, что РТ увеличит отчисления в бюджет уже в 2018 году до 800 млрд рублей, во всяком случае, так об этом написало большинство СМИ: обмолвился министр, или его недопоняли журналисты, но, вероятнее всего, в 2018 году РТ не собрала (и не могла собрать) 800 млрд рублей налогов в федеральный бюджет, и цифра эта - прогноз как раз на 2019 год (в консолидированный бюджет РТ поступит 273 млрд рублей). По итогам же 2018 года Татарстан отправил в федеральный бюджет 490,3 из 689,2 млрд рублей всех налогов, или 71,1%. Только 28,8% осталось в республике.

Получается, что в этом году можно надеяться на рост налоговых сборов в бюджет РФ по Татарстану в 1,63 раза, благодаря, в том числе, изменившейся пропорции (75 к 25). Так или иначе, с прошлого года доля налогов, отправляемых в федеральный бюджет, в Татарстане действительно заметна выросла и перевалила отметку в 70% (об этом см. ниже).

Радик Гайзатуллин заявил, что Татарстан увеличит отчисления в федеральный бюджет с 70 до 75%. Фото gossov.tatarstan.ru

Основной рост налогов пришелся на три нефтедобывающих региона и два мегаполиса

Татарстан застолбил за собой место в топ-5 в 2017 году, после тяжелого 2016-го, когда объем поступлений федеральных налогов из республики в Москву впервые за годы упал (на 2%) с 233,7 млрд до 229,4 млрд рублей. В 2013-2014 годах РТ занимала шестое место по объему собираемых налогов, по итогам 2015 года сумела опередить Московскую область, переместившись на пятую строчку, но в 2016 году вновь сделала шаг назад. По итогам 2017 года РТ вернула себе пятое место, собрав на 43,2% больше, чем в 2016-м - 328,5 млрд рублей.

Три региона из пяти, показавшие наибольшие сборы в 2018 году, - «нефтяные»: ХМАО, ЯНАО и Татарстан, еще два - самые развитые мегаполисы страны, Москва и Санкт-Петербург. Столица РФ собрала налогов в федеральный бюджет на сумму 1,4 трлн рублей, Питер - 664,9 млрд рублей. Однако динамика сборов у них несравнима с нефтяными регионами - в Москве собрали на 13% больше, чем годом ранее, в Санкт-Петербурге - на 7% больше.

…при этом «расслоение» регионов растет

В 2016 году отрицательную динамику по налоговым сборам показали 32 региона, в 2017-м «неудачников» осталось 15. И если по итогам 2016 года среди них были и регионы-доноры (из-за ситуации с ценами на нефть на мировом рынке), то по итогам 2017-го их уже не было.

В 2018 году расслоение регионов выросло в два раза: уже 30 территорий показали снижение налоговых сборов в федеральный бюджет. То есть кризис, может быть, и пройден, но только в нефтяной отрасли. В среднем в этих регионах сборы упали на 20%.

В ПФО такую динамику продемонстрировали Мордовия (рекордсмен по госдолгу, напомним), сборы которой упали на 18% (с 14,2 до 11,6 млрд рублей), Нижегородская область - снижение на 15% (до 75,4 млрд рублей), Марий Эл - сборы снизились на 10%, до 7,4 млрд рублей, и Ульяновская область - сборы упали на 4%, до 20,3 млрд рублей. Отметим, что годом ранее в ПФО был только один регион, налоговые сборы которого в федеральный бюджет снизились - это Кировская область.


Три региона из пяти, показавшие наибольшие сборы в 2018 году, – «нефтяные»: ХМАО, ЯНАО и Татарстан. Фото oilcapital.ru

Показательно, что падение сборов в ПФО продемонстрировали и нефтяные регионы. Хуже всего идут дела в Чечне: собрав годом ранее 1 млрд рублей, в 2018 году здесь не собрали ничего, получив еще и 27 млрд рублей дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. В Липецкой области похожая ситуация. В шатком положении находятся Забайкальский край и Еврейская автономная область.

Зависимость России от нефтяной иглы выросла, а пять крупнейших регионов-сборщиков покрывают 60% всех налогов страны

Такая ситуация, разумеется делает экономику РФ еще более зависимой от нефтяной иглы. И действительно: если еще в 2017 году нефтедобыча позволила перечислить ХМАО (Югре) в федеральный бюджет почти 2 трлн рублей, или 22,1% налогов и сборов, что насобирали все регионы страны, то по итогам прошлого года Россия и ее бюджет зависят от одного этого региона уже на 26%.

Огромная разница как в объемах налоговых сборов, так и в динамике поступлений делает российскую экономику еще более деформированной: основной «кэш» в бюджет идет всего от нескольких регионов страны. На ХМАО, Москву и ЯНАО приходится уже не 46,7%, а 49% (половина!) всех налоговых сборов. На пятерку крупнейших сборщиков, включая Питер и Татарстан, приходится уже не 57,3% всех налогов, а 60%. Расслоение регионов заметно уже в первой десятке, так как субъекты РФ, занимающие 6-10-е места по объему налоговых сборов в федеральный бюджет, собрали в 2018 году 14% всех средств.

Как федералы сражаются за налоги отставками губернаторов и внешним управлением регионов

Что бывает с регионами, где туго с собираемостью налогов, мы писали еще в прошлом году. Напомним, по итогам 2016 года налоговый ручеек из Забайкальского края обмелел на 96%: с 3,7 млрд до 137,5 млн рублей. Край уже тогда считался проблемным. По итогам 2015 года регион предупреждали о сильном наращивании долговой нагрузки – «по ее уровню (82,7% к собственным доходам) Забайкалье занимало 15-е место в стране, сам уровень является критическим». В 2016 году бюджет края достиг предельного уровня государственного долга. Ситуация в крае по итогам 2017 года не улучшилась, он занимал третье место по отрицательной динамике.

Наталья Жданова не проработала и трех лет на посту губернатора, как и предыдущий глава региона. Фото губернатор.забайкальскийкрай.рф

В начале 2018 года стало известно, что долг бюджета Забайкальского края перед федеральным бюджетом будет реструктуризован с рассрочкой платежа до 2024 года: на 1 января 2018 года сумма задолженности региона составляла уже 14,6 млрд рублей. Итогом стала отставка губернатора Натальи Ждановой в октябре прошлого года, которая не проработала на посту и трех лет, как и предыдущий глава региона, уволившийся в 2016 году. Новым главой края, которому придется разгребать финансовые конюшни, стал Александр Осипов, ранее работавший первым заместителем главы Минвостокразвития РФ.

Еще ранее федеральные власти придумали другой прием, начав вводить внешнее управление Минфина РФ в регионах. В настоящее время три российских региона находятся под этим режимом. Казначейское сопровождение осуществляется в отношении Хакасии (налоговые сборы в 2018 году упали в 2,6 раза, до 902 млн рублей, как итог - 3 млрд рублей дотаций), Мордовии, о которой мы уже писали (2,7 млрд рублей дотаций было выделено в прошлом году на выравнивание бюджетной обеспеченности), и Костромской области.

В последней, несмотря на госдолг, налоговые поступления в прошлом году выросли на 35%, до 9,8 млрд рублей (объем дотаций составил 3,7 млрд рублей). У Мордовии и Костромы, по данным на февраль 2019 года, госдолг превышает собственные доходы за год. В начале прошлого года критические долги были у семи регионов. При этом Мордовия по-прежнему в зоне риска: если Костромская область в 2018 году сократила госдолг на 7%, а рыночный на 10%, то Мордовия нарастила долги - на 12% и 45% соответственно. Госдолг регионов в прошлом году все-таки сократился на 4,7% или на 109 млрд руб., а долги перед банками - на 2,3%, или 28 млрд руб.

В прошлом году самым проблемным регионом в смысле налоговых сборов была Кировская область (падение их составило тогда 5%), в этом году собрали на 1% больше, но отыграть падение, конечно, не удалось: собрано было 13 млрд рублей в федеральный бюджет. Как и в случае с Забайкальским краем в начале 2018 года было принято решение о реструктуризации долга области: Кировская область погасит около 15,6 млрд рублей задолженности в течение семи лет за счет программы реструктуризации.

В прошлом году самым проблемным регионом в смысле налоговых сборов была Кировская область. Фото nesiditsa.ru

Если говорить о ПФО, то самый впечатляющий рост налоговых сборов, разумеется, у нефтяных регионов. Лучшие показатели, напомним, у Татарстана, а также у Оренбургской области (собрали в 1,5 раза больше - 300,8 млрд рублей), Самарской области (на треть больше, 291,7 млрд рублей), Пермском крае (на 40% больше, 261,3 млрд рублей) и Башкортостане (на треть больше, 221,8 млрд рублей). В топ-20 лучших регионов РФ вошла также Саратовская область, где налоговые сборы в федеральный бюджет выросли лишь на 10%, до 108 млрд рублей.

На дотационной и нефтяной игле: если регион не подсел на вторую, он сядет на первую

Но если говорить о дотациях, то среди рекордсменов ПФО только Татарстан и Самарская область не получили от федерального бюджета дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. Хотя объем дотаций у остальных, конечно, несопоставим с налоговыми сборами. Так, на 300,8 млрд рублей сборов Оренбургская область получила 4 млрд рублей дотаций, Пермский край - 2,2 млрд рублей, Удмуртия - 3,6 млрд, Саратовская область - 8,5 млрд. Больше всех снова получила Республика Башкортостан - 16,4 млрд рублей.

В России по-прежнему только 13 регионов остаются недотационными: это Калужская область, Свердловская область, Московская область, Москва, Ленинградская область, Санкт-Петербург, Ненецкий АО, Татарстан, Самарская область, Тюменская область, Ханты-Мансийский АО - Югра, Ямало-Hенецкий АО, Сахалинская область. Невооруженным глазом видно, что подавляющее большинство недотационных регионов либо фактически сидят на другой - нефтяной игле (обеспечивающей «дотационную наркоманию» остальным регионам), либо же отмечены высокой концентрацией и диверсификацией крупного бизнеса (Питер и Ленинградская область, Москва и Московская область).

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, на 1.01.2019

Регион Дотации на 2019 год, тыс.руб. Дотации на 2018 год, тыс.руб. Дотации на 2017 год, тыс.руб.
Республика Дагестан 66.265.836,80 59.065.832,50 52.419.887,90
Республика Саха (Якутия) 46.907.224,40 43.944.997,70 36.620.831,40
Камчатский край 37.389.812,30 39.357.697,20 37.155.412,50
Чеченская Республика 30.440.585,90 27.078.463,80 24.005.035,00
Алтайский край 26.837.816,60 27.129.122,50 22.607.602,10
Ставропольский край 22.083.116,20 19.202.709,70 17.377.603,00
Республика Крым 20.371.129,40 17.714.025,60 18.481.901,10
Республика Бурятия 19.874.889,00 18.298.640,30 17.904.494,70
Республика Тыва 16.932.597,80 15.732.671,20 14.544.398,30

Дотация ежегодно растет, но, благодаря нефтянке, доля, приходящаяся на нее, снижается

Благодаря хорошей динамике налоговых сборов в федеральный бюджет, доля средств, отправляемых обратно в регионы, в качестве, в том числе, дотаций, год от года снижается. В кризисный 2017 год из-за падения сборов в 2016-м на дотации было направлено 9% всех собранных средств (614,5 млрд рублей из 6,8 трлн рублей), годом позднее доля упала до 7,18%, а в 2019 году объем дотаций составит наименьшую за последнее время долю - 5,8%. Всего на дотации (мы тут имеем в виду только дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, не считая субвенций и проч.) в этом году федералы направят в регионы 675,26 млрд рублей.

Отметим, что, несмотря на снижение доли, направляемой на дотации, сам объем дотаций растет: с 2011 года он вырос в 1,7 раза (тогда в регионы направлялось 397 млрд рублей). Особенно существенный рост пришелся на 2017 год, он составил почти 20%, или 100 млрд рублей. Напомним, 100 млрд рублей забрали вовсе не из федерального бюджета, а изъяв у регионов (в т. ч., и Татарстана) части налога на прибыль: федеральная его доля выросла с 2 до 3% (из 20%).

Больше 50 регионов собирают налогов в бюджет РФ меньше, чем получает из него один Дагестан

В начале 2018 года стало известно, что условия дотаций регионам будут ужесточены. На дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности в 2018-2020 гг. придется более 40% трансферта из федерального бюджета (порядка 2 трлн руб). Половину помощи получат 13 регионов, больше всего - Дагестан. Он же и остается самым дотационным регионом, и получит в этом году из федерального бюджета уже 66,2 млрд рублей.

Отметим, что 57 регионов России собирают налогов в федеральный бюджет меньше, чем получит один Дагестан. Для сравнения, последний собрал в прошлом году на 14% больше, но всего 9,2 млрд рублей. То есть объем московского трансферта в Дагестан в 7,2 раза превышает его собственные федеральные налоги. Если говорить о всех налогах и сборах, то Дагестан в прошлом году собрал 32 млрд рублей, из них 22,7 млрд рублей осталось в республике, то есть 70%, тогда как в Татарстане эта пропорция обратная). Таким образом, объем федеральной помощи в два раза больше, чем все, что может собрать Дагестан.

Как Минфин ровно на 5% зарезал объем дотаций регионам

А ведь согласно новым правилам Минфина РФ, чтобы получить дотацию, регионы должны были до августа 2018 года «оценить эффективность налоговых льгот, отчитаться о них Минфину и до сентября включить неэффективные в план отмены». Власти РФ отныне стали обращать внимание и на увеличение налоговых и неналоговых доходов за год, инвестиций, числа работников в малом и среднем бизнесе. Безработица в регионах, претендующих на помощь, должна будет сокращаться. Регионам, в доходах которых доля дотаций последние 3 года превышала 40%, придется отчитываться перед командой Антона Силуанова и об исполнении бюджета, иначе помощь снизят на 5%. Если регион не подпишет соглашение, дотации на следующий год сократят на 10%.

Регионам, в доходах которых доля дотаций последние 3 года превышала 40%, придется отчитываться перед командой Антона Силуанова. Фото Максима Платонова

…пострадали, в том числе, Ульяновская область и Башкортостан

Несмотря на такие ежовые рукавицы, число регионов, которым объем дотаций сократили, составило всего 22 (из них, что показательно, 14 сократили аккурат на 5%). Годом ранее под ножницы попали дотации 26 регионам. И все-таки, кто среди первых пострадавших в результате новой методики Минфина РФ?

Интересно, но в число «пострадавших» попал, например, Башкортостан. И попал явно не потому, что доля дотаций у него превышает 40% (на 16,4 млрд рублей дотаций в 2018 году пришлось налоговых сборов на 392,6 млрд рублей, из которых 170,7 млрд рублей осталось в республике). Тем не менее объем дотаций на бюджетное выравнивание ему сократили на 5%, до 15,6 млрд рублей.

Ровно на 5% сократили дотации еще одному региону ПФО - Ульяновской области: с 3,3 до 3,18 млрд рублей. В прошлом году отношение дотаций к налоговым сборам составило всего 5,6% (у Башкортостана - 4,2%) - всего область собрала 60 млрд рублей, из них 40 млрд рублей осталось дома.

Помимо них, почти ровно на 5% с небольшими долями сократили дотации Еврейской автономной области, Орловской, Костромской, Курганской областям, Карелии, Хабаровскому и Камчатскому краям. А также Иркутской, Брянской, Тамбовской, Кемеровской и Магаданской областям. Сильнее всего урезаны дотации были Мурманской области (на 93,6% - с 473 млн рублей до 31,6 млн, а ведь с 2011 года регион почти каждый год получал более 1 млрд рублей.

Почти наполовину сократили дотации Красноярскому краю: с 3,2 млрд до 1,7 млрд рублей. Но это было связано, очевидно, с тем, что ранее для подготовки региона к Универсиаде-2019 ему и выделяли на это немалую часть средств (в 2017 году регион получил рекордные 5,5 млрд рублей).

На 40% сократили дотации Тульской области, на 13,5% - Вологодской. Отметим также, что в связи с проблемами Забайкальского края и сменой там губернатора, региону чуть-чуть тоже срезали, но в рамках статистической погрешности: в прошлом году он получил 12,1 млрд рублей, в этом году получит 11,9 млрд.

Почти наполовину сократили дотации Красноярскому краю, но это было связано, очевидно, с подготовкой к Универсиаде-2019. Фото trk7.ru

Зато еще двум регионам ПФО - тем, что получили новых губернаторов - объем дотаций подняли на 15%

Одновременно почти ровно на 15% выросли дотации 15 регионам, в том числе и двум регионам ПФО: Кировской области (дотации выросли с 10 до 11,5 млрд рублей) и Марий Эл (почти на 1 млрд рублей: с 6 до 6,9 млрд). Отметим, что как раз у этих регионов зависимость довольно высока. В прошлом году Кировская область собрала 38,2 млрд рублей налогов, оставив у себя 25 млрд рублей, и получила дотаций на сумму, составляющую 26% от всех сборов. Марий Эл собрала 19,3 млрд рублей (оставив 12 млрд рублей у себя), а получила дотаций на сумму, составляющую 31,17% от всех сборов. По-видимому, в их случае сыграла роль новой власти - и в Марий Эл, и в Кировской области в должность новые губернаторы вступили не так давно и не успели еще наломать дров (то есть понабрать кредитов), чтобы испортить отношения с Минфином РФ.

В списке самых дотируемых регионов каких-либо изменений не произошло. После Дагестана идет Якутия, она получит в этом году 47 млрд рублей (на 6,7% больше), затем Камчатка (ей урезали дотации на 5% - получит 37,4 млрд рублей), Чечня (получит на 12,4% больше - 30,4 млрд рублей) и Алтайский край (ему урезали дотации на 1% - получит 26,8 млрд рублей). В топ-10 можно найти как Башкортостан, так и Крым, которому объем дотаций повысили на 15% - он получит в этом году 20,3 млрд рублей.

Татарстан мог бы в одиночку дотировать треть регионов России

Отметим любопытный факт - Татарстан, судя по его налоговым сборам в федеральный бюджет в прошлом году (490 млрд), в одиночку мог бы «прокормить», точнее, продотировать, две трети регионов России, получающих небольшие дотации. А если брать только самые дотируемые регионы, то всю сумму налогов, которую федеральный центр получил в прошлом году от Татарстана, можно было бы в этом году распределить почти ровно между 28 субъектами РФ, включая таких «пожирателей дотаций», как Дагестан, Якутия, Камчатка, Чечня, Алтайский и Ставропольский края, Крым, Бурятия, Тува. То есть, получается, что Татарстан «дотационно» кормит больше трети всей России.

Татарстан в одиночку мог бы «прокормить» в этом году две трети регионов России

И таких «дотируемых Татарстаном регионов» будет все больше

Разумеется, это все потому, что в РТ, как и в ХМАО, Ненецком АО, Ямало-Ненецком АО и прочих регионах есть нефть. И потому еще, что именно на нефтедобывающие регионы и регионы, где велика доля добычи полезных ископаемых. Вообще в деле пополнения бюджета, именно на эти регионы Минфин РФ «повесил» пропорции, в результате которых львиная доля собранных средств отправляется в федеральный кошелек.

В Татарстане по результатам прошлого года 71,1% собранных средств отправилось в федеральный бюджет, всего же было собрано 690 млрд рублей. Примерно так же обстоят дела у Пермского края (261,3 из 382,5 млрд рублей отправилось в Москву).

Но у десяти регионов пропорция еще более в пользу федералов, в том числе в двух регионах ПФО. Так, Удмуртия отправляет в федеральный бюджет 76,4% собранных средств (157,5 из 206 млрд), Оренбургская - 82,17% (300,8 из 366 млрд). Сильнее всего перекос у главных «доноров всея Руси»: Ханты-Мансийского, Ненецкого и Ямало-Ненецкого АО, где в федеральный бюджет отправляют от 88 до 92% всех собранных нефтяных средств.

И, судя по всему, доля налогов, отправляемая в федеральный кошелек, будет расти, если вспомнить слова министра финансов Татарстана об увеличении этой доли до 75%.

Вообще же, в ПФО в среднем доля налогов, отправляемая в Москву, выше остающейся в регионах: 63,6% против 36,3% (в 2017 году было 59% против 41%). Больше всего страдает Уральский федеральный округ, где, в среднем, 84,3% собранных средств не остается в регионах (годом ранее эта доля была на 1% меньше).

При этом в подавляющем большинстве регионов - в 64 субъектах РФ - ситуация обратно пропорциональная, в 30 регионах более 70-80% собранных налогов остается «дома». Что, в общем, и объясняется как нефтяным креном экономики РФ и федерального бюджета, так и вынужденными дотациями, на которые большинству регионов России приходится жить, верстая свои бюджеты с обязательной оглядкой на Москву.

Распределение налогов, сборов и иных обязательных платежей по бюджетам разных уровней на 1.01.2019, тыс. руб.

Регион Федеральные налоги и сборы Региональные налоги
Всего в
федеральный
бюджет
в консолиди-
рованный
бюджет
субъекта РФ
из него -
в доходы
местных
бюджетов
Всего в консолиди-
рованный
бюджет
субъекта РФ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ 19.082.928.842 11.638.081.710 7.444.847.132 809.430.903 1.148.420.187
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ 4.898.721.585 2.100.429.402 2.798.292.183 174.969.427 332.703.361
Белгородская область 93.858.973 31.913.022 61.945.951 9.856.419 11.057.161
Брянская область 40.733.939 18.855.121 21.878.818 4.441.136 4.176.993
Владимирская область 67.279.604 29.900.739 37.378.865 6.780.075 5.721.485

Сергей Афанасьев

Минфин России опубликовал перечень регионов, получающих дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности в 2020 году (приказ Минфина России от 15 ноября 2019 г. № 1032). Как и в 2019 году, дотационными признано 72 субъекта РФ. Такие регионы не вправе заключать соглашения о кассовом обслуживании исполнения регионального и муниципального бюджетов исполнительным органом власти региона.

К не получающим дотации регионам по-прежнему относятся Калужская, Ленинградская, Московская, Самарская, Сахалинская, Свердловская и Тюменская области, Республика Татарстан, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, Ненецкий, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа.

Также в приказе приведены перечни регионов, в бюджетах которых доля дотаций в течение двух из трех последних финансовых лет превышала 10% или 40% собственных доходов консолидированного бюджета. Список последних по сравнению с 2019 годом не изменился. А к десятипроцентным дотационным регионам добавились четыре области – Астраханская, Владимирская, Саратовская и Смоленская. В регионах с большой долей дотаций будут проводиться мероприятия по повышению эффективности использования бюджетных средств.

Еще один перечень регионов, представленный в бюджете – это те субъекты, в бюджетах которых доля трансфертов в течение этого же срока не превышала 20% собственных доходов. На 2020 год в него включено 48 регионов – на два региона меньше, чем на 2019 год (исключены Вологодская и Новгородская области). Указанные в этом списке регионы вправе размещать бюджетные средства на банковских депозитах.

70 субъектов федерации закончили 2018 год с профицитом бюджета

Дотации регионам от федерального центра в 2018 году впервые превысили 1 трлн руб., оценило «Эксперт РА». При этом дотации обеспечили рекордный профицит в подавляющем большинстве субъектов

Фото: Илья Питалев / РИА Новости

Объем дотаций, которые федеральный центр выдал российским регионам, в 2018 году впервые превысил 1 трлн руб., следует из данных Минфина и расчетов агентства «Эксперт РА» (есть у РБК).

Сколько дотаций получили российские регионы

Размер предоставленных дотаций достиг 1,035 трлн руб. Еще годом ранее он составлял 759 млрд руб., а до этого — 656 млрд руб. «Особенность 2018 года — те или иные дотации получили все российские регионы, включая Москву и Тюменскую область [самые богатые]. Причем Москва с объемом дотаций 27,6 млрд руб. вошла в топ-7 регионов по объему полученных дотаций», — сказал РБК младший директор отдела корпоративных и суверенных рейтингов «Эксперт РА» Александр Шураков.

Практически половина всего роста дотаций в 2018 году (136 млрд из 277 млрд руб.) пришлась на обеспечение сбалансированности бюджетов, которое управляется в «ручном режиме» в отличие от дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, рассчитываемых по специальной формуле, отмечает аналитик. На 60 млрд руб. выросли компенсации расходов на рост зарплат бюджетников. В прошлом году власти минимальный размер оплаты труда и прожиточный минимум, а также продолжили индексировать зарплаты бюджетникам по майским указам 2012 года, и нагрузка по увеличению зарплат врачей, учителей и т.д. в региональных (не федеральных) учреждениях пришлась, соответственно, на субъекты.


«Получение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности обуславливается рядом условий: раньше их просто давали, а теперь регионы берут на себя обязательства, а высокодотационные — еще больше обязательств. Дотации на обеспечение сбалансированности — инструмент, который применяется в течение года, когда регион заявляет о каких-то проблемах», — говорит ведущий эксперт института «Центр развития» Высшей школы экономики Андрей Чернявский. «В предыдущие годы в этих трансфертах было много политики. Можно предположить, что в этом году произошло то же самое. Это похоже на режим ручного управления», — полагает эксперт.

Как это отразилось на бюджетах

«По итогам 2018 года у 70 российских регионов консолидированные бюджеты были исполнены с профицитом, причем агрегированный профицит составил 510 млрд руб. Это рекордные показатели как минимум за последние 17 лет», — говорит Шураков. Для сравнения: в 2017 году в России было лишь . Профицит всех региональных бюджетов достиг 510 млрд руб. против дефицита 52 млрд руб. годом ранее.


Если для федерального бюджета профицит или дефицит оценивается как доля от объема ВВП за год, то с регионами действует другая методика: профицит или дефицит сравнивают с объемом их собственных доходов (налоговые и неналоговые поступления без учета помощи из федерального бюджета). Лидерами по уровню профицита в 2018 году стали Дагестан (30,5% к доходам) и Севастополь (27,4%), однако во многом это связано с низким уровнем самодостаточности. В пятерку самых профицитных регионов также вошли ЯНАО, Кемеровская и Волгоградская области, чей уровень самостоятельности значительно выше.

Наиболее высокий дефицит бюджета зафиксирован у (24,5% доходов), Хабаровского края (10,8%) и Еврейской автономной области (6,9%).

«Ситуация новая. Объем госдолга , но при этом он остался довольно высоким для некоторых регионов. Мы живем с профицитом, но у нас при этом большие кредиты», — говорит завкафедрой госрегулирования экономики Института общественных наук РАНХиГС Владимир Климанов.


При этом рост расходов на зарплаты бюджетников, которые должны расти в соответствии с майскими указами 2012 года, не оказал существенного негативного влияния на бюджеты регионов, указывает Александр Шураков. «В целом фонд оплаты труда «майских бюджетников» с учетом соцвзносов в 2018 году увеличился на 532 млрд руб. Но так как часть этих расходов «возвращается» в региональные бюджеты в виде НДФЛ, то чистый рост расходов на ФОТ и соцвзносы составил примерно 479 млрд руб.», — объясняет он.

Инвестиции снижаются перед новым майским указом

Рекордный профицит регионов обеспечили не только дотации, но и экономия властей на бюджетных инвестициях. Их доля в расходах консолидированных бюджетов регионов в 2018 году составила лишь 10,8%. Она была выше в 2015-2016 годах, когда экономика была в рецессии или стагнации, а также в 2017 году. В номинальном выражении регионы вложения не сокращали, но их расходы росли, что сократило и долю инвестиций в них, объясняет Шураков.

«Если бы поддерживались пропорции предыдущих лет, то объем бюджетных инвестиций был бы примерно на 240 млрд руб. выше (а профицит бюджетов, соответственно, ниже). Основное направление бюджетных инвестиций — инвестиции в дорожное хозяйство», — указывает аналитик.

Нагрузки у регионов прибавится в связи с реализацией нового майского указа президента Владимира Путина. Из 25,7 трлн руб. расходов на нацпроекты на региональные бюджеты 4,9 трлн руб. Первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов говорил, что в основном эти траты будут обеспечены федеральными трансфертами, а непосредственно регионы 2-3% расходов. Взамен регионы подписываются под KPI для выполнения нацпроектов.

Сейчас у регионов все меньше свобод, а дотации и субсидии даются под все более жесткие условия, говорит Андрей Чернявский. Регионы зажаты — они предпочитают иметь профицитный бюджет и максимально сокращать долг, добавляет он.

18:26 — REGNUM В очередной раз Татарстан самую большую долю дотаций среди остальных субъектов федерации в сумме более 2,2 млрд рублей. Соответствующий указ подписал премьер-министр России Дмитрий Медведев. Казанские эксперты поделились своими мнениями о финансовых взаимоотношениях федерального центра и республики.

"Татарстану выделили большую сумму дотаций из-за больших трат на различные крупные проекты, которые реализуются в регионе, - традиционно объясняет решение премьер-министра России доктор экономических наук, член-корреспондент Академии наук Татарстана Вадим Хоменко . - Во многих других областях России к подобным татарстанским идеям даже близко еще не подошли. Поэтому инвестирование передовой республики федеральным центром видится логичным. Татарстан рассматривается Москвой как локомотив. Теперь же в Татарстане все идет по накатанной. С другой стороны, возникает вопрос, а что же делать с другими отстающими регионами, ведь теперь разрыв между ними и передовыми регионами увеличится еще больше. В Татарстане действительно есть куда вкладывать деньги, в большинстве же других областях страны пока не могут зарекомендовать себя так же хорошо. Однако проблема аутсайдеров остается. Ведь может показаться, что надо помогать как раз тем, кто отстает. Однако иждивенчество у нас, судя по всему, тут не поддерживается".

"Надо помогать сильным - это закон капитализма, - озвучивает наиболее распространенную сейчас точку зрения среди успешных татарских коммерсантов доктор экономических наук Ильдар Аблаев , гендиректор АНО "Татарская Академия Управления Инновационной Экономикой". - Если вы слабы на рынке, вы погибаете, и это только ваши проблемы. Как бы это цинично не звучало. Мы уже строили 70 лет социализм, и в итоге страна развалилась. Неправильно обобществлять убытки. Татарстан является крепким регионом, поэтому абсолютно верно вкладывать сюда финансы. Что касается финансирования республик Северного Кавказа, то там уже политический аспект. Чтобы они вели себя спокойно, Москва вынуждена выделять им дотации. Это действительно своего рода дань после той самой чеченской войны. С точки зрения геополитики, терять Кавказ нельзя. И это понимает Владимир Путин, поэтому президент РФ и не соглашается с лозунгом "Хватит кормить Кавказ". Лучше кормить и сохранить у себя регион".

"Подобные дотации - это результат системной работы татарстанских лоббистов, - уверен доктор политических наук, профессор Сергей Сергеев. Каждый представитель республики в Госдуме РФ прикреплен к определенным ведомствам и там ведет свою активную деятельность, которая курируется первыми лицами республики. Важно ведь не то, насколько хорошо в реальности выполнена работа, а то, как она преподнесена начальству. Республиканские власти умеют преподнести результаты своей работы федеральному центру в самом лучшем виде. Это "эффективность" в кавычках. Отсюда и различные крупные вливания средств из Москвы в проекты Татарстана, например, те же недавние средства на ЖКХ. Также одним из факторов можно назвать и то, что Татарстан - это национальная республика. Но все-таки этот момент не решающий".

Понравилась статья? Поделитесь ей