Контакты

Фз 161 о платежной системе. Прекращение использования электронного средства

В 2011 году в России был принят федеральный закон №161 «О национальной платёжной системе» (НПС). Документ призван упорядочить процедуру переводов и иных транзакций с электронными деньгами, создавая правовые условия для качественного обслуживания граждан и юридических лиц. Он закрепляет правовые и организационные основы деятельности НПС и её субъектов, утверждает порядок выполнения платёжных операций и проведение надзорной деятельности.

Закон о национальной платёжной системе

Основные положения закона

Закон №161-ФЗ определяет, что такое национальная платёжная система и вводит понятие «значимые платёжные системы». В документе указан перечень всех субъектов НПС, а также закреплены их обязанности и функции. Впервые на законодательном уровне утверждены понятия «электронное средство платежа» и «электронные денежные средства» (ЭДС).

В федеральном законе прописан механизм осуществления платёжных услуг:

  • общий порядок денежных переводов;
  • специфика переводов, выполняемых по требованию получателя;
  • особенности переводов электронных денег;
  • механизм выполнения распоряжений клиентов;
  • порядок применения электронных средств.

Надзорные функции в НСП возложены на Центробанк. Закон регламентирует механизм контрольно — надзорной деятельности регулятора и указывает меры принуждения, используемые при несоблюдении поднадзорным субъектом требований №161-ФЗ.

С полным текстом закона можно ознакомиться по ссылке

Плюсы и минусы закона

Принятие №161-ФЗ позволило навести порядок в сегменте моментальных электронных платежей и определило статус субъектов рынка. Норма установила единые правила работы для всех игроков, в том числе небанковских кредитных организаций (НКО), чей правовой статус определён Инструкцией ЦБ РФ №137-И.

Одновременно закон породил ряд противоречий и проблем, которые вызвали озабоченность рыночных участников. Среди них:

  • идентификация выгодоприобретателей;
  • необходимость установления назначения перевода;
  • отсутствие законодательно определённой процедуры получения статуса оператора по переводу ЭДС;
  • различный характер решения вопроса выплаты налогов с помощью ЭДС для физических и юридических лиц;

Банковское сообщество обеспокоено обязанностью возмещать пользователю сумму транзакции, выполненной без его согласия. Это накладывает на операторов обязанность расследования фактов краж электронных средств и создает предпосылки для мошеннических действий с целью компенсации суммы операции, якобы проведённой без разрешения клиента.

Новые поправки 2019 года

Депутаты Госдумы 28 июля 2019 года приняли в окончательном чтении законопроект, предусматривающий внесение изменений в №161-ФЗ. Корректировки касаются деятельности субъектов НСП и могут всерьёз повлиять на рынок электронных платежей.

Право ЦБ ограничивать величину комиссий банков при оплате карточками

Закон наделяет Центробанк правом самостоятельно утверждать предельный размер комиссий по эквайрингу при оплате банковскими карточками, изменить который финучреждения будут не вправе. Аналитики считают, что принятие этой нормы стало следствием неспособности банков и ритейлеров прийти к компромиссу. Идею сократить банковские комиссии в феврале публично одобрил и президент, охарактеризовав их как «квазиналог для бизнеса».

Наличие права ЦБ РФ устанавливать максимальную комиссию может сделать сговорчивее банкиров и продавцов, чьи интересы противоположны. Первые утверждают, что нынешние комиссии (1-3%) позволяют совершенствовать финансовые продукты, вторые говорят о высоких издержках, вынуждающих компенсировать их повышением цен.

Ограничение на пополнение e — кошельков без идентификации

Поправки к №161-ФЗ ограничивают возможность пополнения электронных кошельков без выполнения идентификации. Теперь чтобы внести средства на анонимный кошелек необходимо использовать банковский счет. Это означает, что клиенты популярных сервисов «QIWI Кошелек», Яндекс.Деньги, VK Pay, WebMoney и других не смогут вносить средств в офисах операторов и с помощью платёжных терминалов.

Изменения затронут около 10 млн обладателей неидентифицированных кошельков. Представители QIWI выразили недоумение по поводу необходимости новшеств, так как ранее поправки в закон о НПС уже серьёзно ограничили функции анонимных кошельков. В 2014 году был установлен лимит в 15 тыс. рублей и ограничены переводы на другие кошельки. Сейчас они могут использоваться только для оплаты за товары и услуги российских компаниях.

Обязанность международных платёжных систем работать по российским законам

Проект закона предусматривает введение новых требований к российским дочерним подразделениям международных платёжных систем (МПС). Им запрещается прекращать выполнение расчётов по карточкам коммерческих банков, попавших в санкционный список.

Позиция авторов законопроекта

Поддержанные Госдумой поправки позволят защитить граждан страны в случае введения антироссийских санкций США или Евросоюза. Если они остановят работу своих платёжных систем, и миллионы соотечественников при нынешнем состоянии законодательства не смогут пользоваться карточками Visa и MasterCard.

По словам одного из авторов документа, главы думского комитета по финрынку А. Аксакова, до принятия изменений платёжные системы при выполнении транзакций между российскими и иностранными банками основывались на зарубежном законодательстве. В случае нарушения российских норм у регулятора не существовало правовых механизмов для влияния на нарушителей.

В Центробанке поддержали документ, подчеркнув, что российские «дочки» зарубежных компаний должны выполнять требования российского законодательства. Это станет гарантией обеспечения защиты интересов граждан, отечественного бизнеса и всей финансовой инфраструктуры.

Перспективы международных платежных систем на российском рынке

Трактовка понятия «иностранная платежная система» предусматривает исключение из этой категории МСК, которые зарегистрированы в Центробанке. Такие субъекты обязаны подчиняться правилам, распространяемым на обычные платёжные системы. Однако и эти операторы по собственной инициативе не смогут вводить критерии приостановления и прекращения участия в платёжной системе.

Указанные новшества вынуждают присутствующие на российском рынке международные платёжные системы корректировать деятельность своих дочерних подразделений. По состоянию на июль 2019 года дочерние структуры, находящиеся в реестре операторов ПС Центробанка, есть у Visa, JCB, MasterCard, ChinaUnionPay и других компаний.

Как технически реализовать задачу продолжения работы в России при объявлении санкций пока точно не знают головные компании, их российские подразделения и партнёры. Один из вариантов - продажа «дочек» Центробанку или не связанным с их бизнесом российским компаниям. Это позволит обойти санкции и одновременно выполнить новые требования законодательства РФ. При этом ряд экспертов, в том числе управляющий партнер инвестиционной компании EXANTE А. Кириенко считают, что МПС скорее просто уйдут с отечественного рынка, нежели будут продавать свои активы.

В числе других предложений выдача банками дублирующих карточек для расчётов за границей, либо выпуск «пластиков» с двумя разными чипами для работы в РФ и за рубежом.

Главное опасение экспертов вызывает возможное прекращение работы карт Visa и MasterCard, на которые приходится до 90% рынка. Также существует риск ограничения приёма карточек отечественных банков на территории иностранных государств, а зарубежных финучреждений в России.

Меры ответственности

Чтобы привести внутренние правила в соответствие с обновленными требованиями у МПС есть 180 дней с момента вступления в силу поправок. Все противоречащие закону правила будут признаны недействительными. Это означает, что после истечения данного срока приостановка расчётов любого отечественного банка станет квалифицироваться как нарушение.

В этом случае Банк России вынесет предписание устранить нарушение. Если оно не будет выполнено российское дочернее подразделение МПС исключат из реестра операторов платёжных систем, что означает запрет деятельности ПС на территории России. При этом уже эмитированные карты, принадлежащие запрещённой в России системе, продолжать функционировать через НСПК.

Как утверждают эксперты, изменить свои правила в соответствии с требованиями регулятора у Visa, MasterCard нет возможностей, так как дочернее подразделение чисто юридически не может игнорировать требования головной компании.

Вопросы — ответы

Как будет решен вопрос с интеллектуальной собственностью МПС?

Всеми интеллектуальными правами владеют головные организации ПС, которые передаются банкам в рамках взаимодействия с зарубежной организацией. Порядок урегулирования интеллектуальных прав в проекте закона не указан.

Почему введено правило пополнения e — кошелька со счёта в банке?

Использование банковского счёта позволит установить личность плательщика и даст возможность заблокировать его счёт в случае подозрения в осуществлении противоправной операции.

Кто и почему предложил ввести запрет на пополнение электронных кошельков через платёжные терминалы?

Поправки инициированы Росфинмониторингом с целью борьбы против распространения наркотиков и предотвращения фактов терроризма.

С уществует ли возможность работать на отечественном рынке у российских «дочек» МПС в случае их исключения из реестра ЦБ?

Они могут пройти регистрацию, получив статус иностранных платёжных систем. Банкам, пожелавшим выпускать карты, необходимо зарегистрироваться в качестве операторов ИПС и эмитировать их только для себя.

Переводы денежных средств осуществляются в РФ в соответствии со 161-ФЗ "О национальной платежной системе". Суть этого нормативного акта состоит в установлении организационных основ НПС. Документ регулирует также порядок осуществления денежных операций. Внесенные в 161-ФЗ "О национальной платежной системе" изменения коснулись электронных средств, используемых при осуществлении переводов. Рассмотрим подробнее некоторые нормы.

Общие сведения

Национальная платежная система 161-ФЗ определяется как совокупность операторов, осуществляющих денежные переводы, агентов и организаций почтовой связи. Оказание услуг осуществляется в соответствии с договорами. Они заключаются с клиентами и между операторами. Перевод средств производится в рамках используемых форм безналичного перечисления, согласно требованиям нормативных актов РФ.

Особенности участия в НПС

161 "О определяет, что банковские субагенты оказывают услуги по переводу денег в соответствии с договорами. Они оформляются с операторами и агентами. При этом должны выполняться требования ст. 14 161-ФЗ "О национальной платежной системе". Организации почтовой связи вправе оказывать услуги по переводу денег в соответствии с нормативным актом №176 от 17.-07.1999 г. Платежные агенты участвуют в системе по правилам, установленным ФЗ №103 от 03.06.2009 г.

Правила переводов

161-ФЗ "О национальной платежной системе" предусматривает, что оказание оператором услуг производится на основании распоряжения клиента. Им может выступать как получатель, так и отправитель средств. Распоряжение должно оформляться по правилам, предусмотренным для применяемой формы безналичного перечисления. Перевод выполняется за счет средств плательщика. Они могут находиться на его индивидуальном счете или предоставляться им без открытия р/с. Полученные у клиента средства зачисляются на счет адресата или выдаются ему наличными. Перевод может осуществляться путем учета денег в пользу адресата без открытия р/с. Такая ситуация имеет место, в частности, при перечислении электронных денег.

161-ФЗ "О национальной платежной системе": разъяснения

Не является переводом внесение наличности клиентом на собственный банковский счет либо получение средств с него у одного оператора. Срок зачисления денег при оказании услуг, по 161-ФЗ, не должен превышать трех рабочих дней с момента списания их с р/с либо с даты предоставления денег клиентом. В переводе средств, кроме оператора, могут участвовать посредники. Если другое не обуславливается используемой формой безналичного перечисления либо федеральным законодательством, безотзывность перевода наступает в момент списания денег со счета или предоставления их клиентом. Исключение составляют перемещения электронных средств. Безусловность перевода, в соответствии со 161-ФЗ "О национальной платежной системе", наступает с момента исполнения условий, определенных клиентом. Данное правило распространяется и на случаи встречного представления документов, перечисления в другой валюте, передачи финансовых инструментов (ценных бумаг). Окончательность перевода, если клиент обслуживается одним оператором, наступает в момент внесения средств на счет получателя либо обеспечения возможности выдачи их наличными. Данное правило не действует в отношении перемещений электронных денег. Если клиент обслуживается разными операторами, окончательность перевода наступает при зачислении средств на счет оператора получателя. При этом должны учитываться требования ст. 25 161-ФЗ " О национальной платежной системе".

Обязательства оператора

Они прекращаются в момент наступления окончательности перевода. Оператор до зачисления средств на счет получателя или выдачи их ему наличными должен предоставить клиентам возможность ознакомиться с информацией об условиях оказания услуг. Сведения должны быть доступны для понимания. Ознакомление в том числе осуществляется с:

  1. Размером комиссии и порядком ее взимания, если она предусматривается в договоре.
  2. Способом определения курса обмена при выполнении перевода в инвалюте.
  3. Порядком направления претензий.
  4. Другими сведениями, имеющими значение при оказании платежных услуг.

Особенности переводов по требованию получателя

При прямом дебитовании оператор, в соответствии с договором с плательщиком, производит списание средств с его счета с его согласия (акцепта) по поступившему распоряжению. Право предъявлять требование должно предусматриваться соглашением с получателем. Плательщик может дать согласие до поступления распоряжения либо после этого. Акцепт может предусматриваться в договоре с оператором либо оформляться отдельным документом (сообщением). Клиент вправе дать согласие в отношении одного или большего числа получателей или требований. Распоряжение может отправляться непосредственно оператору или через него. В случае отсутствия предварительного акцепта обслуживающий субъект должен передать требование для получения согласия не позднее дня, идущего после принятия сообщения. Если он был дан заранее, и распоряжение получателя соответствует его условиям, оно должно быть выполнено. Срок и размер исполнения устанавливается акцептом. Если требования получателя противоречат условиям согласия плательщика либо отсутствует возможность их проверить, оператор должен вернуть распоряжение без исполнения. В договоре может устанавливаться обязанность обслуживающего субъекта в таком случае запросить акцепт.

161-ФЗ "О национальной платежной системе": статья 9

В рассматриваемом нормативном акте предусматриваются положения, регламентирующие правила использования электронных средств. Оно осуществляется в соответствии с договором. Соглашение заключается между оператором и клиентом или только между первыми. Обслуживающий субъект имеет право отказать в оформлении договора.

Общий порядок

До заключения соглашения об использовании электронных платежных средств оператор должен проинформировать клиента обо всех условиях. В частности, ознакомление осуществляется с любыми ограничениями, а также случаями повышенного риска проведения операций. Оператор также обязан информировать о каждом переводе электронных средств. Для этого клиенту направляется соответствующее уведомление. Правила его оформления и отправки устанавливаются в договоре. В обязанности оператора также входит обеспечение возможности направления уведомления о потере электронного платежного средства либо его использовании при отсутствии согласия клиента. Все извещения должны фиксироваться, а соответствующая информация должна храниться в течение трех лет. Оператор обязан предоставлять сведения и документы, связанные с использованием клиентом электронного платежного средства. Правила, в соответствии с которыми это осуществляется, определяются договором. Оператор также должен рассматривать заявления, при возникновении споров в том числе, касающихся использования электронного платежного средства. Клиенту должна предоставляться возможность получать сведения о результатах разбирательства по его обращениям.

Прекращение/приостановление использования электронного средства

161-ФЗ допускает данные действия при наличии уведомления, полученного от клиента. Прекращение/приостановление использования может быть также инициировано оператором. В последнем случае это допускается при совершении клиентом нарушения правил, установленных в договоре. Прекращение/приостановление использования не устраняет обязательств оператора и клиента по переводу денег, если они возникли до принятия соответствующего решения.

Дополнительно

При утрате или использовании электронного платежного средства без согласия клиента он должен направить уведомление об этом оператору. Форма извещения определяется договором. Направление уведомления осуществляется незамедлительно после выявления соответствующего факта и не позднее дня, который следует за днем принятия сведений о совершении несанкционированной операции. После получения извещения оператор должен компенсировать клиенту списанную без его согласия сумму.

Нюансы

Если оператор не выполняет обязанностей, связанных с информированием клиента о совершаемых операциях в соответствии с ч. 4 ст. 9 рассматриваемого закона, он обязан возместить суммы, о списании которых пользователь не был извещен и которые были переведены без его согласия. Если обслуживающий субъект отправлял уведомления в соответствии с требованиями нормативного акта, а клиент не отправил ему сообщения по правилам ч. 11 ст. 9, компенсация не предусматривается. Если оператор исполняет обязанность, связанную с информированием пользователя-физлица о произведенной операции по ч. 4, а гражданин, в свою очередь, направил извещение в порядке части 11, первый обязан возместить сумму, списанную без согласия, до момента отправки физическим лицом сообщения о несанкционированных действиях. В данном случае компенсация назначается, если обслуживающий субъект не докажет, что клиентом были нарушены правила использования электронного платежного средства, что и повлекло соответствующие последствия. Из указанного правила, однако, есть исключения.

Положения части 15 статьи 9 рассматриваемого нормативного акта, касающиеся обязанности оператора возместить клиенту-физлицу сумму операции, осуществленной без его согласия, до момента отправки им соответствующего уведомления не распространяются на случаи использования электронного платежного средства, предусмотренного ч. 4 ст. 10.

Информация Центрального банка РФ
от 22.11.2013

Ответы на вопросы, связанные с применением отдельных норм Федерального закона от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе»

Вопрос: Распространяются ли требования Закона № 161-ФЗ на операции по картам (электронным средствам платежа) международных платежных систем, в том числе MasterCard, VISA, DinersClub, American Express?

Ответ: Статья 1 Закона № 161-ФЗ устанавливает предмет регулирования указанного Закона, к которому, в числе прочего, относится порядок использования электронных средств платежа.

Часть 19 статьи 3 Закона № 161-ФЗ непосредственно относит к электронным средствам платежа платежные карты.

Таким образом, нормы Закона № 161-ФЗ применяются при совершении операций с использованием платежных карт международных платежных систем, эмитированных на территории Российской Федерации, при совершении операций с их использованием как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами (например, в части порядка информирования клиента о совершении каждой операции с использованием электронного средства платежа, предусмотренного пунктом 4 статьи 9 Закона № 161-ФЗ).

Вопрос: Если в качестве уведомления согласно части 4 статьи 9 Закона № 161-ФЗ о совершении операции договором с клиентом будет предусмотрено информирование клиента о совершенных операциях в отчете по счету карты, обязан ли в таком случае оператор по переводу денежных средств направлять отчет по указанному клиентом адресу (путем направления по почте), или допустимы любые способы информирования по соглашению сторон?

Будет ли требование части 4 статьи 9 Закона № 161-ФЗ считаться выполненным в случае предоставления клиенту отчета о совершенных операциях при личном обращении клиента к оператору по переводу денежных средств (при условии, что такой порядок уведомления предусмотрен договором)?

Обязан ли оператор по переводу денежных средств осуществлять извещение клиента об операциях, произведенных с использованием только реквизитов электронного средства платежа (например, при оплате товаров (работ, услуг) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет)?

Обязан ли оператор по переводу денежных средств осуществлять извещение клиентов по операциям, не являющимся финансовыми (например, блокировка средств по карте)?

В силу части 7 статьи 9 Закона № 161-ФЗ оператор по переводу денежных средств обязан предоставлять клиенту документы и информацию, которые связаны с использованием клиентом его электронного средства платежа, в порядке, установленном договором. Следует ли из этого, что оператор по переводу денежных средств не обязан предоставлять клиенту документы и информацию о совершении операций с использованием дополнительно эмитированных карт?

Ответ: Согласно части 4 статьи 9 Закона № 161-ФЗ оператор по переводу денежных средств обязан информировать клиента о совершении каждой операции с использованием электронного средства платежа, к которому относится в том числе способ, позволяющий клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения с использованием реквизитов электронного средства платежа в целях осуществления перевода денежных средств с использованием информационно-коммуникационных технологий, путем направления клиенту соответствующего уведомления.

Порядок (включая информирование об операциях, совершенных с использованием дополнительно эмитированных платежных карт) и способы доведения до сведения клиента указанной информации (например, посредством телефонной связи, СМС-сообщений, электронной почты), а также получения от клиента необходимых для выполнения требований Закона № 161-ФЗ сведений устанавливаются оператором по переводу денежных средств в договоре, заключаемом с клиентом.

При этом в договоре с клиентом может быть предусмотрено его информирование о совершенных операциях и (или) предоставление отчета о совершенных операциях при его личном обращении, а также информирование о совершении с использованием электронного средства платежа иных операций, в том числе не связанных с осуществлением перевода денежных средств (например, получение клиентом информации об остатке денежных средств на его банковском счете).

Кроме того, исполнение кредитной организацией публично-правовой обязанности, установленной законом, не может быть обусловлено фактом исполнения клиентом гражданско-правовой обязанности по оплате услуг кредитной организации.

В случае, предусмотренном пунктом 2.1 Положения Банка России от 24 декабря 2004 года № 266-П "Об эмиссии банковских карт и об операциях с использованием платежных карт", когда операции с использованием нескольких расчетных (дебетовых) карт, кредитных карт, выданных кредитной организацией-эмитентом клиенту, осуществляются по одному счету клиента, установленная частью 7 статьи 9 Закона № 161-ФЗ обязанность оператора по переводу денежных средств предоставлять клиенту документы и информацию, которые связаны с использованием клиентом его электронного средства платежа, распространяется на все эмитированные карты.

В целях обеспечения исполнения кредитными организациями требований статьи 9 Закона № 161-ФЗ Банком России издано письмо от 14 декабря 2012 года № 172-Т "О Рекомендациях по вопросам применения статьи 9 Федерального закона "О национальной платежной системе", в котором отражены наиболее актуальные для кредитных организаций вопросы применения указанной статьи Закона № 161-ФЗ, включая вопросы информирования клиента о совершении операций с использованием электронного средства платежа.

Вопрос: Согласно части 9 статьи 9 Закона № 161-ФЗ использование клиентом электронного средства платежа может быть приостановлено или прекращено оператором по переводу денежных средств на основании полученного от клиента уведомления или по инициативе оператора по переводу денежных средств при нарушении клиентом порядка использования электронного средства платежа в соответствии с договором.

В этой связи является ли правомерным вывод о том, что оператор по переводу денежных средств при выявлении подозрения на совершение мошеннических операций с использованием принадлежащего клиенту электронного средства платежа вправе по собственной инициативе приостановить или прекратить использование электронного средства платежа, если соответствующая возможность предусмотрена договором?

Ответ: В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона № 161-ФЗ использование электронного средства платежа осуществляется на основании договора об использовании электронного средства платежа, заключенного оператором по переводу денежных средств с клиентом.

Таким образом, возможность приостановления или прекращения использования электронного средства платежа по инициативе оператора по переводу денежных средств при осуществлении мошеннических действий третьих лиц может быть предусмотрена в таком договоре в качестве элемента порядка использования электронного средства платежа (часть 9 статьи 9 Закона № 161-ФЗ).

Вопрос: В соответствии с частью 11 статьи 9 Закона № 161-ФЗ в случае утраты электронного средства платежа и (или) его использования без согласия клиента клиент обязан направить соответствующее уведомление оператору по переводу денежных средств в предусмотренной договором форме незамедлительно после обнаружения факта утраты электронного средства платежа и (или) его использования без согласия клиента, но не позднее дня, следующего за днем получения от оператора по переводу денежных средств уведомления о совершенной операции.

Возможно ли поддержать инициативу участников национальной платежной системы о дополнении части 11 статьи 9 Закона № 161-ФЗ условием о безусловной ответственности банка за операции, произведенные без согласия клиента, только с момента уведомления клиентом оператора электронных денежных средств об использовании электронного средства платежа без согласия клиента?

Согласно части 15 статьи 9 Закона № 161-ФЗ в случае, если оператор по переводу денежных средств исполняет обязанность по уведомлению клиента - физического лица о совершенной операции в соответствии с частью 4 статьи 9 Закона № 161-ФЗ, и клиент - физическое лицо направил оператору по переводу денежных средств уведомление в соответствии с частью 11 статьи 9 Закона № 161-ФЗ, оператор по переводу денежных средств должен возместить клиенту сумму указанной операции, совершенной без согласия клиента до момента направления клиентом - физическим лицом уведомления. В указанном случае оператор по переводу денежных средств обязан возместить сумму операции, совершенной без согласия клиента, если не докажет, что клиент нарушил порядок использования электронного средства платежа, что повлекло совершение операции без согласия клиента - физического лица.

В данном случае неясно, что будет являться доказательством нарушения клиентом порядка использования электронного средства платежа, повлекшим совершение операции без согласия клиента - физического лица, а также доказательством наличия причинно-следственной связи между нарушением порядка использования ЭСП и совершением операции без согласия клиента.

Необходимо отметить, что норма части 15 статьи 9 Закона № 161-ФЗ может быть истолкована как обязывающая оператора по переводу денежных средств возмещать клиентам средства по спорным операциям и только после этого доказывать нарушение клиентом порядка использования электронного средства платежа, что также создает дополнительные риски совершения мошеннических действий.

В целях противодействия мошенничеству по отношению к операторам по переводу денежных средств, не уведомившим или несвоевременно уведомившим клиентов о совершении операции, возможно ли поддержать инициативу участников национальной платежной системы о внесении изменений в часть 15 статьи 9 Закона № 161-ФЗ, направленных на закрепление права оператора по переводу денежных средств доказывать нарушение порядка использования электронного средства платежа клиентом вне зависимости от информированности клиента о совершенной операции или ограничить сумму возмещения клиенту по соответствующей операции твердой суммой?

Ответ: Требование о безусловном возмещении оператором по переводу денежных средств клиенту суммы операции, совершенной без его согласия после направления оператору по переводу денежных средств уведомления, предусмотренного частью 11 статьи 9 Закона № 161-ФЗ, установлено частью 12 данной статьи.

Порядок уведомления клиентом кредитной организации, предусмотренный пунктом 11 статьи 9 Закона № 161-ФЗ, может быть конкретизирован в заключаемом между ними договоре в зависимости от используемого электронного средства платежа и сроков уведомления кредитной организацией клиента о совершенных операциях.

При этом установленный пунктом 11 статьи 9 Закона № 161-ФЗ максимальный срок уведомления клиентом кредитной организации (не позднее дня, следующего за днем получения от оператора по переводу денежных средств уведомления о совершенной операции) способствует заинтересованности клиента в сохранении электронного средства платежа и исключении нарушений порядка его использования.

Частью 15 статьи 9 Закона № 161-ФЗ установлено, что если оператор по переводу денежных средств исполняет обязанность по уведомлению клиента - физического лица о совершенной операции в соответствии с частью 4 указанной статьи и клиент - физическое лицо направил оператору по переводу денежных средств уведомление в соответствии с частью 11 данной статьи, оператор по переводу денежных средств должен возместить клиенту сумму указанной операции, совершенной без согласия клиента до момента направления клиентом - физическим лицом уведомления. При этом в указанном случае оператор по переводу денежных средств обязан возместить сумму операции, совершенной без согласия клиента, если не докажет, что клиент нарушил порядок использования электронного средства платежа, что повлекло совершение операции без согласия клиента - физического лица.

Указанная норма соответствует существующей мировой практике регулирования рынка платежных услуг и призвана обеспечить защиту интересов клиентов при использовании ими электронных средств платежа.

При этом необходимость защиты прав гражданина как экономически слабой стороны в правоотношениях между кредитной организацией и клиентом была подтверждена Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 23 февраля 1999 года № 4-П.

В этой связи полагаем, что оценка инициативы участников национальной платежной системы по внесению изменений в статью 9 Закона № 161-ФЗ возможна только после анализа результатов реализации соответствующих норм данного Федерального закона.

Вопрос: Пунктом 1 Указания Банка России от 2 мая 2012 года № 2814-У "О размере значения переводов денежных средств, при превышении которого оператор по переводу денежных средств обязан обеспечить направление в Банк России заявления о регистрации оператора платежной системы" (далее - Указание № 2814-У) установлено значение переводов денежных средств, осуществляемых в течение трех месяцев подряд между банковскими счетами не менее трех операторов по переводу денежных средств, в размере 1500 миллионов рублей, при превышении которого оператор по переводу денежных средств, у которого открыты эти банковские счета, обязан обеспечить направление в Банк России заявления о регистрации оператора платежной системы.

При применении указанной нормы возникают следующие вопросы:

1. Является ли верным утверждение о том, что под банковскими счетами операторов по переводу денежных средств понимаются счета только кредитных организаций-резидентов?

2. Должны ли учитываться при определении размера оборотов по счетам операторов по переводу денежных средств, переводы со счетов операторов по переводу денежных средств в адрес клиентов таких операторов по переводу денежных средств и наоборот?

3. В деятельности участников национальной платежной системы нередко возникают ситуации, когда в территориальных отделениях (филиалах, представительствах) оператора по переводу денежных средств открыты счета другим кредитным организациям?

В случае превышения значения переводов денежных средств, осуществляемых в течение трех месяцев подряд между банковскими счетами не менее трех операторов по переводу денежных средств, установленного пунктом 1 Указания № 2814-У, должны ли такие территориальные отделения (филиалы, представительства) оператора по переводу денежных средств направлять в Банк России заявление о регистрации в качестве оператора платежной системы?

Ответ:

1. В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона № 161-ФЗ операторами по переводу денежных средств являются Банк России, кредитные организации, имеющие право на осуществление перевода денежных средств, и Внешэкономбанк, т.е. организации-резиденты Российской Федерации. Следовательно, под банковскими счетами операторов по переводу денежных средств понимаются банковские счета организаций-резидентов Российской Федерации.

2. При определении значения переводов денежных средств в соответствии с Указанием № 2814-У, осуществляемых между банковскими счетами операторов по переводу денежных средств, должны учитываться как межбанковские переводы денежных средств, в соответствии с которыми плательщиками и получателями денежных средств являются сами операторы по переводу денежных средств, так и клиентские переводы, в соответствии с которыми плательщиками и получателями денежных средств являются клиенты таких операторов по переводу денежных средств - физические и юридические лица.

3. Согласно пункту 2 статьи 3 Закона № 161-ФЗ оператор по переводу денежных средств - организация, которая в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе осуществлять перевод денежных средств, т.е. юридическое лицо, имеющее право на осуществление банковских операций.

В соответствии со статьей 22 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" филиалы и представительства кредитной организации не являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность на основании положений, утверждаемых создавшей их кредитной организацией. Кроме того, представительства кредитной организации, в отличии от ее филиалов, не имеют права осуществлять банковские операции, в том числе открывать и вести корреспондентские счета других кредитных организаций.

Обязанность обеспечить направление в Банк России заявления о регистрации оператора платежной системы в соответствии с требованиями части 39 статьи 15 Закона № 161-ФЗ возникает у оператора по переводу денежных средств как юридического лица, независимо от того, в головном офисе или филиале открыты корреспондентские счета "Лоро" другим кредитным организациям.

Таким образом, при определении общего объема переводов денежных средств в соответствии с Указанием № 2814-У необходимо учитывать суммы переводов денежных средств, осуществляемых между корреспондентскими счетами "Лоро" разных кредитных организаций, открытыми в головном офисе и филиалах юридического лица - оператора по переводу денежных средств.

Вопрос: В соответствии с частью 6 статьи 6 Закона № 161-ФЗ в случае отсутствия заранее данного акцепта плательщика оператор по переводу денежных средств передает поступившее требование получателя средств для акцепта плательщику не позднее дня, следующего за днем поступления требования получателя средств?

Возможно ли поддержать инициативу участников национальной платежной системы о внесении изменения в часть 6 статьи 6 Закона № 161-ФЗ, уточняющего, что такая передача осуществляется не позднее следующего рабочего дня?

Ответ: Банк России не возражает против изменения норм Закона № 161-ФЗ, не содержащих достаточной определенности в отношении исчисления сроков, указанием на рабочий день установленного срока.

Вопрос: Распространяется ли термин "электронное средство платежа" на расчетные документы по банковскому счету, направленные юридическим лицом/индивидуальным предпринимателем в кредитную организацию по дистанционным каналам обслуживания (например, посредством системы "клиент-банк")?

Ответ: В соответствии с частью 19 статьи 3 Закона № 161-ФЗ под электронным средством платежа понимается средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств.

Таким образом, из данного определения не следует, что распоряжения клиента являются электронными средствами платежа.

Система "Клиент-банк" будет являться электронным средством платежа, если при ее использовании клиентом оператора по переводу денежных средств возможно составление, удостоверение и передача распоряжений в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов (часть 19 статьи 3 Закона № 161-ФЗ).

Вопрос: Положения части 5 статьи 14 Закона № 161-ФЗ допускают осуществление по специальному банковскому счету банковского платежного агента (субагента) операций, связанных со списанием денежных средств на банковские счета. В то же время, в соответствии с положениями главы 45 Гражданского кодекса Российской Федерации банковскими счетами признаются счета, открытые на основании договора банковского счета. Таким образом, ограничение на перечисление средств со специального банковского счета распространяются только на перечисление денежных средств на внутрибанковские счета (счета для учета имущества и внутрибанковских операций кредитных организаций) и во вклады физических лиц.

Является ли верным в этой связи вывод о том, что банковский платежный агент может без ограничений перечислять средства со своего специального банковского счета на свой основной банковский счет и банковские счета других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, открытые на основании договора банковского счета?

Ответ: При осуществлении операций по специальным банковским счетам банковского платежного агента следует руководствоваться режимом специального банковского счета, установленным частями 5 и 6 статьи 14 Закона № 161-ФЗ.

Таким образом, списание денежных средств со специального банковского счета банковского платежного агента возможно на банковские счета, как банковского платежного агента, так и иных лиц, открытые, как в кредитной организации, привлекшей банковского платежного агента, так и в иных кредитных организациях.

При этом отмечаем, что внутренний контроль кредитной организации должен обеспечивать исключение вовлечения кредитной организации и участия ее служащих в осуществлении противоправной деятельности, в том числе легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма (пункт 1.2.4 Положения Банка России от 16 декабря 2003 года № 242-П "Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах").

Вопрос: Исходя из анализа норм части 2 статьи 5 Закона № 161-ФЗ, можно предположить, что комиссию за банковский перевод может оплачивать исключительно плательщик. Может ли обязанность по уплате комиссионных расходов банку быть перенесена с плательщика на получателя денежных средств (в том числе по договоренности между банком-отправителем и получателем средств либо между получателем и отправителем) или на банк получателя (в том числе по договоренности с ним или по договоренности между банком получателя и получателем)?

Ответ: Согласно части 1 статьи 4 Закона № 161-ФЗ оператор по переводу денежных средств оказывает услуги по переводу денежных средств на основании договоров, заключаемых между операторами по переводу денежных средств, а также с клиентами, к которым в соответствии с частью 1 статьи 5 Закона № 161-ФЗ относятся плательщики и получатели средств. Таким образом, условия уплаты комиссионного вознаграждения оператору по переводу денежных средств могут быть определены соответствующим договором, указанным в пункте 1 статьи 4 Закона № 161-ФЗ.

Кроме того, Закон № 161-ФЗ не содержит положений, ограничивающих возможность получения комиссионного вознаграждения с получателя денежных средств в рамках иных гражданско-правовых договоров. При этом часть 10 статьи 8 Закона № 161-ФЗ не допускает удержания вознаграждения из суммы перевода денежных средств.

Вопрос: Согласно требованиям пункта 20 части 1 статьи 20 Закона № 161-ФЗ в правилах платежной системе должен быть определен перечень платежных систем, с которыми осуществляется взаимодействие, и порядок такого взаимодействия.

Как выполнить данное требование закона, учитывая, что изменения в правила платежной системы должны быть внесены не ранее двух месяцев с даты уведомления участников платежной системы о таких изменениях (часть 8 статьи 20 Закона № 161-ФЗ)?

Ответ: В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 20 Закона № 161-ФЗ перечень платежных систем, с которыми осуществляется взаимодействие, должен быть определен в правилах платежной системы. Сведения, размещенные в сети Интернет о принятых оператором платежной системы решениях, касающихся платежных систем, с которыми оператор платежной системы осуществляет взаимодействие, не исключают исполнения требований пункта 20 части 1 и части 8 статьи 20 Закона № 161-ФЗ.

Вопрос: Если российская платежная система взаимодействует с иностранными платежными системами, которые являются таковыми согласно законодательству стран местонахождения платежных систем и не признаны таковыми согласно Закону № 161-ФЗ, необходимо ли закреплять в правилах российской платежной системы взаимодействие с ними, и в каком статусе будут функционировать данные организации? Возможно ли закрепление за такими организациями статуса "финансовых организаций" и невключение их наименований и порядка взаимодействия с ними в правила российской платежной системы?

Ответ: Требование пункта 20 части 1 статьи 20 Закона № 161-ФЗ распространяется на платежные системы, операторами которых являются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем, частью 2 статьи 20 Закона № 161-ФЗ установлено, что правилами платежной системы могут быть предусмотрены другие положения, необходимые для обеспечения функционирования платежной системы. Поэтому взаимодействие с иностранными платежными системами, которые являются таковыми согласно законодательству стран местонахождения платежных систем и не являются таковыми согласно Закону № 161-ФЗ, может быть отражено в правилах российской платежной системы, если это необходимо для обеспечения функционирования данной платежной системы.

Вопрос: В силу части 8 статьи 28 Закона № 161-ФЗ в значимой платежной системе предусмотрено создание коллегиального органа управления рисками, в состав которого должны быть включены представители участников платежной системы.

Каким образом может функционировать данный орган, если местонахождением платежной системы является г. Москва, а большинство участников платежной системы зарегистрированы не в Москве или не являются резидентами Российской Федерации? Допускается ли дистанционный способ взаимодействия представителей участников платежной системы в рамках работы указанного органа?

Ответ: Создание оператором платежной системы коллегиального органа по управлению рисками в платежной системе, в состав которого включаются ответственные за управление рисками представители оператора платежной системы, операторов услуг платежной инфраструктуры, участников платежной системы является правом для оператора платежной системы (часть 6 статьи 28 Закона № 161-ФЗ) и обязанностью для оператора значимой платежной системы (часть 8 статьи 28 Закона № 161-ФЗ).

При этом Закон № 161-ФЗ не регулирует организационные аспекты функционирования коллегиального органа по управлению рисками в платежной системе.

Вопрос: Возможно ли правилами платежной системы, основываясь на пункте 7 части 1 статьи 20 Закона № 161-ФЗ, изменить момент наступления безотзывности перевода денежных средств, установленный частью 6 статьи 5 Закона № 161-ФЗ?

Ответ: Правила платежной системы, определенные оператором платежной системы, должны соответствовать требованиям Закона № 161-ФЗ (пункт 3 части 8 статьи 15 Закона № 161-ФЗ).

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона № 161-ФЗ безотзывность перевода денежных средств, за исключением перевода электронных денежных средств, наступает с момента списания денежных средств с банковского счета плательщика или с момента предоставления плательщиком наличных денежных средств в целях перевода денежных средств без открытия банковского счета, если иное не обусловлено применяемой формой безналичных расчетов или федеральным законом.

Учитывая изложенное, а также то, что в соответствии с частью 3 статьи 20 Закона № 161-ФЗ правила платежной системы, за исключением правил платежной системы Банка России, являются договором, момент наступления безотзывности перевода денежных средств, установленный правилами платежной системы, должен соответствовать законодательству Российской Федерации.

Ответы на вопросы, связанные с применение отдельных норм Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ "О национальной платежной системе" и Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами"

1. Возможно ли списание денежных средств со специального банковского счета платежного агента, банковского платежного агента (субагента) на счета по вкладам (депозитам)?

Частями 16 и 17 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Федеральный закон № 103-ФЗ), а также частями 5 и 6 статьи 14 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее - Закон о НПС) установлен режим специального банковского счета платежного агента, банковского платежного агента (субагента), который не предусматривает возможности списания денежных средств со специального банковского счета на счета, не являющиеся банковскими счетами (в том числе счета по вкладам (депозитам)).

2. Могут ли организации, не являющиеся кредитными, в том числе банковские платежные агенты, осуществлять расчеты с организациями торговли (услуг) по операциям, совершаемым с использованием платежных карт?

В соответствии с пунктом 1.9 Положения Банка России от 24.12.2004 № 266-П "Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт" на территории Российской Федерации расчеты с организациями торговли (услуг) по операциям с использованием платежных карт (эквайринг) осуществляют кредитные организации, в связи с чем осуществление указанной деятельности организациями, не являющимися кредитными, в том числе осуществление указанной деятельности банковскими платежными агентами, не является правомерным.

3. Возможно ли использование поставщиком нескольких специальных банковских счетов для осуществления расчетов с платежными агентами?

Частью 18 статьи 4 Федерального закона № 103-ФЗ установлено, что поставщик при осуществлении расчетов с платежными агентами при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет.

При этом Федеральный закон № 103-ФЗ не устанавливает ограничений в отношении количества платежных агентов, как и не устанавливает ограничений в отношении количества специальных банковских счетов.

4. Какой счет вправе использовать кредитная организация для учета обеспечения обязательств банковского платежного агента при наличии в договоре между кредитной организацией и банковским платежным агентом условия, предусматривающего внесение гарантийного взноса?

Если договором между кредитной организацией и банковским платежным агентом предусмотрена возможность внесения гарантийного взноса для обеспечения обязательств банковского платежного агента, то кредитная организация для данных целей вправе использовать счета по учету прочих привлеченных средств.

Ответы на вопросы, связанные с применением отдельных норм Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ "О национальной платежной системе"

Вопрос: Могут ли быть сокращены сроки внесений изменений в правила платежной системы и предварительного ознакомления участников платежной системы с вносимыми изменениями, установленные частью 8 статьи 20 Федерального закона от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее - Федеральный закон № 161-ФЗ).

Как должно быть оформлено согласие участников платежной системы с вносимыми изменениями.

Согласно пункту 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором.

Указанная норма ГК РФ распространяется на договор присоединения, которым в соответствии с частями 3 и 7 статьи 20 Федерального закона № 161-ФЗ являются правила платежной системы.

Невозможность изменения по соглашению сторон договора присоединения ГК РФ и Федеральным законом № 161-ФЗ не предусмотрена.

Установленные в части 8 статьи 20 Федерального закона № 161-ФЗ сроки для внесений изменений в правила платежной системы и предварительного ознакомления участников платежной системы с изменениями правил платежной системы применяются при внесении оператором платежной системы изменений в правила платежной системы в одностороннем порядке.

Таким образом, сроки внесения изменений в правила платежной системы и предварительного ознакомления участников платежной системы с изменениями правил платежной системы могут быть более короткими, чем предусмотренные частью 8 статьи 20 Федерального закона № 161-ФЗ, при согласии всех участников платежной системы с вносимыми изменениями.

Что касается оформления процедуры получения такого согласия, то в соответствии с пунктом 1 статьи 452 ГК РФ соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное. Правила платежной системы имеют письменную форму. Согласно пункту 21 части 1 статьи 20 Федерального закона № 161-ФЗ порядок изменения правил платежной системы должен определяться правилами платежной системы.

Ответы на вопросы, связанные с применением отдельных норм Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ "О национальной платежной системе" и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России

1. Какую дату можно считать датой выявления нарушения норм Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ "О национальной платежной системе" и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России для целей исчисления сроков, установленных нормативными актами Банка России?

Для целей исчисления сроков, установленных нормативными актами Банка России, датой выявления нарушения требований Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ "О национальной платежной системе" и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России (далее - нарушение) может быть признана дата направления должностным лицом материалов руководителю Банка России (руководителю территориального учреждения Банка России), который уполномочен решить вопрос об осуществлении в отношении поднадзорной организации действий или применения мер принуждения. При этом датой выявления нарушения, выявленного в ходе проверки (инспекционной проверки), является дата составления акта проверки.

Ответы на вопросы, связанные с применением отдельных норм Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ "О национальной платежной системе", Положения Банка России от 24.12.2004 № 266-П "Об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием" и Положения Банка России от 16.07.2012 № 385-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации"

1. Изменилось ли в связи с принятием Федерального закона от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее - Закон о НПС) регулирование деятельности юридических лиц, не являющихся кредитными организациями, связанной с выпуском платежных карт, в том числе "подарочных", "накопительных", "дисконтных", "бонусных", предназначенных для получения физическими лицами-держателями карт предварительно оплаченных товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности)?

До вступления в силу Закона о НПС в термин "платежные карты" включались карты, предназначенные для получения физическими лицами - держателями карт исключительно предварительно оплаченных товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), реализуемыми данными юридическими лицами.

После вступления в силу Закона о НПС платежные карты рассматриваются в качестве электронных средств платежа (далее - ЭСП), предназначенных для осуществления операторами по переводу денежных средств перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов (пункт 19 статьи 3 Закона о НПС). Соответствующие изменения внесены в Положение Банка России от 24.12.2004 № 266-П "Об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием".

2. Вправе ли оператор по переводу денежных средств самостоятельно выбирать способ, позволяющий клиенту составлять, удостоверять и передавать распоряжения исключительно с использованием ЭСП в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов?

Оператор по переводу денежных средств вправе самостоятельно определять способ, удовлетворяющий всем признакам ЭСП, установленным в пункте 19 статьи 3 Закона о НПС.

3. Правомерно ли заключение оператором электронных денежных средств с клиентом договоров об использовании ЭСП на каждое ЭСП, предоставляемое клиенту, и ведение аналитического учета операций по переводу электронных денежных средств по каждому ЭСП?

В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о НПС использование ЭСП осуществляется на основании договора об использовании ЭСП, заключенного оператором по переводу денежных средств, в том числе оператором электронных денежных средств, с клиентом, а также договоров, заключенных между операторами по переводу денежных средств.

Закон о НПС не устанавливает каких-либо ограничений в отношении возможности заключения оператором электронных денежных средств отдельного договора по каждому предоставляемому клиенту ЭСП.

Определяемый оператором электронных денежных средств порядок ведения аналитического учета по счету № 40903 "Средства для расчетов чеками, предоплаченными картами и осуществления переводов электронных денежных средств с использованием электронного средства платежа" должен обеспечить получение информации по операциям перевода электронных денежных средств с использованием ЭСП по каждому договору с клиентом об использовании ЭСП, что предусмотрено пунктом 4.48 Положения Банка России от 16.07.2012 № 385-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" (далее - Положение № 385-П).

4. На каких балансовых счетах ведется учет незавершенных расчетов по принятым и отправленным переводам денежных средств, в том числе без открытия банковского счета, а также по операциям с использованием ЭСП, осуществляемым вне рамок платежной системы?

При отражении в бухгалтерском учете незавершенных расчетов по принятым и отправленным переводам денежных средств, в том числе без открытия банковского счета, а также по операциям с использованием ЭСП, осуществляемым вне рамок платежной системы, в соответствии с изменениями, внесенными в Положение № 385-П, вступающими в силу с 1 января 2014 года1, необходимо использовать балансовые счета № 30232 и № 30233 "Незавершенные расчеты с операторами услуг платежной инфраструктуры и операторами по переводу денежных средств".

________________________

1 Указание Банка России от 04.09.2013 № 3053-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 16 июля 2012 года № 385-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации".

5. Распространяются ли требования законодательства о страховании вкладов физических лиц в банках на электронные денежные средства?

В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 5 Федерального закона от 23.12.2003 № 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" не подлежат страхованию денежные средства, являющиеся электронными денежными средствами.

В связи с увеличением объема операций по переводу электронных денежных средств, в том числе совершаемых с использованием предоплаченных карт, при информировании клиентов в соответствии с частью 3 статьи 9 Закона о НПС об условиях использования ЭСП кредитным организациям целесообразно одновременно в доступной для ознакомления форме сообщать клиентам, что денежные средства, являющиеся электронными денежными средствами, не подлежат страхованию.

За исключением отдельных положений Законы N 162-ФЗ и N 161-ФЗ вступают в силу 29 сентября 2011 г.

60;физических лиц в банках Российской Федерации"" href="http://my.consultant.ru/cabinet/?mode=stat;click;d=2011-07-12;r=iw;s=consultant;dst=http%3A%2F%2Fwww.consultant.ru%2Fonline%2Fbase%2F%3Freq%3Ddoc%3Bbase%3DLAW%3Bn%3D108932">закона от 23.12.2003 N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и страхованию не подлежат.

60;платежной системе" ------------------ Не вступил в силу" href="http://my.consultant.ru/cabinet/?mode=stat;click;d=2011-07-12;r=iw;s=consultant;dst=http%3A%2F%2Fwww.consultant.ru%2Fonline%2Fbase%2F%3Freq%3Ddoc%3Bbase%3DLAW%3Bn%3D115625%3Bdst%3D100142">ч. 15 ст. 9 Закона N 161-ФЗ).

Оператор по переводу денежных средств может избежать возмещения клиенту суммы операции, совершенной без его согласия. Для этого он должен доказать, что клиент нарушил порядок использования электронного средства платежа, что и повлекло совершение такой операции (ч. 15 ст. 9 Закона N 161-ФЗ). Такие же последствия для клиента наступают, если он не был идентифицирован оператором по переводу денежных средств в соответствии с законодательством о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем.

5. Особые требования к переводу электронных денежных средств

Согласно ч. 1 ст. 12 Закона N 161-ФЗ оператором электронных денежных средств может быть любая организация, имеющая право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций, указанная в п. 1 ч. 3 ст. 1 Закона о банках и банковской деятельности. Такое лицо обязано уведомить Банк России в установленном им порядке о начале своей деятельности по осуществлению перевода электронных денежных средств. На это отведен срок не более 10 рабочих дней со дня первого увеличения остатка электронных денежных средств. Закона N 161-ФЗ устанавливает, что оператор электронных денежных средств обязан разработать правила осуществления перевода таких средств, которые должны включать:

Порядок деятельности оператора электронных денежных средств, связанной с их переводом;

Порядок предоставления клиентам электронных средств платежа и осуществления перевода электронных денежных средств с их использованием;

Порядок деятельности оператора электронных денежных средств при привлечении банковских платежных агентов, организаций, оказывающих операционные услуги и (или) услуги платежного клиринга;

Порядок обеспечения бесперебойности осуществления перевода электронных денежных средств;

Порядок рассмотрения оператором претензий (включая процедуры оперативного взаимодействия с клиентами);

Порядок обмена информацией при осуществлении переводов электронных денежных средств.

В качестве главной и безусловной обязанности оператора электронных денежных средств установлена обязанность обеспечивать бесперебойное осуществление перевода электронных денежных средств в соответствии с требованиями, установленными нормативными актами Банка России (ч. 6 ст. 12

Проводить инспекционные проверки поднадзорных организаций;

Осуществлять действия и применять меры принуждения, если поднадзорные организации нарушили требования законодательства в сфере НПС.

Для осуществления этих полномочий Банк России вправе определять формы и сроки предоставления специальной отчетности, методику ее составления. Кроме того, он может запрашивать и получать от поднадзорных организаций и участников платежной системы документы и иную необходимую информацию, а также издавать нормативные акты, касающиеся осуществления надзора в НПС (ч. ч. 2 - 4 ст. 32 Закона N 161-ФЗ).

Банк России осуществляет плановые и внеплановые инспекционные проверки поднадзорных организаций. Плановые проверки должны проводиться не чаще одного раза в два года в соответствии с утверждаемым Банком России планом проверок (ч. 1 ст. 33 Закона N 161-ФЗ). Внеплановые проверки должны осуществляться при нарушении бесперебойности функционирования значимой платежной системы.

Также ч. 3 ст. 33 Закона N 161-ФЗ установлено, что инспекционные проверки могут проводиться комплексно либо по отдельным вопросам деятельности поднадзорных организаций.

Закона N 161-ФЗ).Б) Наблюдение

Наблюдение в НПС Банк России проводит с целью совершенствования субъектами НПС своей деятельности и оказываемых ими услуг, а также развития платежных систем и платежной инфраструктуры на основе рекомендаций Банка России (ч. 5 ст. 31 Закона N 161-ФЗ).

Наблюдение в НПС включает следующие виды деятельности:

Сбор, систематизацию и анализ информации о деятельности субъектов НПС и связанных с ними объектов наблюдения (мониторинг);

Оценку деятельности наблюдаемых организаций и связанных с ними объектов наблюдения (оценка);

Подготовку по результатам оценки предложений по изменению деятельности оцениваемых наблюдаемых организаций и связанных с ними объектов наблюдения (инициирование изменений).

О банках и банковской деятельности понятие "расчеты" как банковская операция было заменено термином "перевод денежных средств". Из текста данного РФ, а также в Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предполагают создание Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах.

Федеральный закон от 25.02.1999 N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" дополнен следующим правилом. Сделка, совершенная кредитной организацией - участником или субъектом платежной системы, по которой такая организация несет обязательства в результате определения платежных клиринговых позиций (на нетто-основе) в рамках платежной системы, при условии соответствия требованиям Закона N 161-ФЗ не может быть признана недействительной согласно законодательству о банкротстве.

В Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" введена новая норма. Согласно ей при осуществлении перевода денежных средств по требованию клиента - физического лица его идентификация обязательна лишь в случае, если сумма перевода превышает 15 тыс. руб. или эквивалентную сумму в иностранной валюте.

В Кодекс РФ об административных правонарушениях введены составы административных правонарушений, предусматривающие ответственность за неисполнение требований Закона N 161-ФЗ в виде штрафа, который может достигать 500 тыс. руб. (ст. 15.36 КоАП РФ).

Примечательны изменения, внесенные в Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи". Закон N 162-ФЗ устанавливает, что денежные средства, являющиеся авансом абонента - физического лица за услуги связи, могут быть использованы для увеличения его остатка электронных денежных средств в соответствии с

2. Клиент - физическое лицо может предоставлять денежные средства оператору электронных денежных средств с использованием банковского счета или без использования банковского счета, а также за счет денежных средств, предоставляемых с использованием банковских счетов иными физическими лицами в случаях проведения идентификации или упрощенной идентификации клиента - физического лица в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями оператору электронных денежных средств в пользу такого клиента - физического лица, если договором между оператором электронных денежных средств и клиентом - физическим лицом предусмотрена такая возможность.

3. Клиент - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель предоставляет денежные средства оператору электронных денежных средств только с использованием своего банковского счета.

4. Оператор электронных денежных средств учитывает денежные средства клиента путем формирования записи, отражающей размер обязательств оператора электронных денежных средств перед клиентом в сумме предоставленных денежных средств (далее - остаток электронных денежных средств).

5. Оператор электронных денежных средств не вправе предоставлять клиенту денежные средства для увеличения остатка электронных денежных средств клиента на основании договора потребительского кредита (займа).

6. Оператор электронных денежных средств не вправе осуществлять начисление процентов на остаток электронных денежных средств клиента.

7. Перевод электронных денежных средств осуществляется на основании распоряжений плательщиков в пользу получателей средств. В случаях, предусмотренных договорами между плательщиком и оператором электронных денежных средств, между плательщиком и получателем средств, перевод электронных денежных средств может осуществляться на основании требований получателей средств в соответствии со статьей 6 настоящего Федерального закона с учетом особенностей перевода электронных денежных средств, за исключением случаев использования электронных средств платежа, предусмотренных частью 4 статьи 10 настоящего Федерального закона.

8. Перевод электронных денежных средств может осуществляться между плательщиками и получателями средств, являющимися клиентами одного оператора электронных денежных средств или нескольких операторов электронных денежных средств.

8.1. При переводе электронных денежных средств клиент - физическое лицо может выступать плательщиком в пользу юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также при условии использования клиентом - физическим лицом электронного средства платежа, указанного в части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, либо при условии проведения упрощенной идентификации указанного физического лица вправе переводить денежные средства другому физическому лицу - получателю денежных средств.

9. При переводе электронных денежных средств юридические лица или индивидуальные предприниматели могут являться получателями средств, а также плательщиками в случае, если получателем средств является физическое лицо, использующее электронные средства платежа, указанные в части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, либо физическое лицо, прошедшее процедуру упрощенной идентификации.

10. Перевод электронных денежных средств, за исключением случаев, предусмотренных частью 9.1 статьи 9 настоящего Федерального закона, осуществляется путем одновременного принятия оператором электронных денежных средств распоряжения клиента, уменьшения им остатка электронных денежных средств плательщика и увеличения им остатка электронных денежных средств получателя средств на сумму перевода электронных денежных средств либо в срок, предусмотренный частью 11 настоящей статьи.

11. Перевод электронных денежных средств с использованием предоплаченной карты осуществляется в срок не более трех рабочих дней после принятия оператором электронных денежных средств распоряжения клиента, если более короткий срок не предусмотрен договором, заключенным оператором электронных денежных средств с клиентом, либо правилами платежной системы.

12. Договором, заключенным оператором электронных денежных средств с клиентом, может быть предусмотрена возможность использования плательщиком - физическим лицом и получателем средств - юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем электронных средств платежа, когда действия, указанные в части 10 настоящей статьи, осуществляются неодновременно (далее - автономный режим использования электронного средства платежа). В таком случае получатель средств обязан ежедневно передавать информацию о совершенных операциях оператору электронных денежных средств для ее учета не позднее окончания рабочего дня оператора электронных денежных средств. Настоящая часть распространяется на переводы электронных денежных средств с использованием предоплаченной карты, если иное не предусмотрено договором, заключенным оператором электронных денежных средств с получателем средств или с оператором по переводу денежных средств, либо правилами платежной системы.

13. Оператор электронных денежных средств незамедлительно после исполнения распоряжения клиента об осуществлении перевода электронных денежных средств направляет клиенту подтверждение об исполнении указанного распоряжения.

14. В случае автономного режима использования электронного средства платежа оператор электронных денежных средств направляет плательщику и в случае, предусмотренном договором, получателю средств подтверждения об осуществлении перевода электронных денежных средств незамедлительно после учета оператором электронных денежных средств информации, полученной в соответствии с частью 12 настоящей статьи. Настоящая часть распространяется на переводы электронных денежных средств с использованием предоплаченной карты, если иное не предусмотрено договором, заключенным оператором электронных денежных средств с получателем средств или с оператором по переводу денежных средств, либо правилами платежной системы.

15. Перевод электронных денежных средств становится безотзывным и окончательным после осуществления оператором электронных денежных средств действий, указанных в части 10 или 11 настоящей статьи.

16. В случае автономного режима использования электронного средства платежа перевод электронных денежных средств становится безотзывным в момент использования клиентом электронного средства платежа в соответствии с требованиями части 12 настоящей статьи и окончательным после учета оператором электронных денежных средств информации, полученной в соответствии с частью 12 настоящей статьи.

17. Денежное обязательство плательщика перед получателем средств прекращается при наступлении окончательности перевода электронных денежных средств.

18. В случае автономного режима использования электронного средства платежа денежное обязательство плательщика перед получателем средств прекращается в момент наступления безотзывности перевода электронных денежных средств.

19. Оператор электронных денежных средств осуществляет на постоянной основе учет информации об остатках электронных денежных средств и осуществленных переводах электронных денежных средств.

20. Помимо осуществления перевода электронных денежных средств денежные средства, учитываемые оператором электронных денежных средств в качестве остатка (его части) электронных денежных средств клиента - физического лица, использующего электронное средство платежа, предусмотренное частью 4 статьи 10 настоящего Федерального закона, могут быть по его распоряжению переведены на банковский счет в пользу юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, направлены на исполнение обязательств клиента - физического лица перед кредитной организацией, а также, если указанный клиент прошел процедуру упрощенной идентификации, переведены на банковские счета физических лиц или выданы ему наличными денежными средствами в случае использования предоплаченной карты при условии, что общая сумма выдаваемых наличных денежных средств не превышает 5 тысяч рублей в течение одного календарного дня и 40 тысяч рублей в течение одного календарного месяца.

21. Помимо осуществления перевода электронных денежных средств денежные средства, учитываемые оператором электронных денежных средств в качестве остатка (его части) электронных денежных средств клиента - физического лица, использующего электронное средство платежа, предусмотренное частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, могут быть по его распоряжению переведены на банковский счет, направлены на исполнение обязательств клиента - физического лица перед кредитной организацией, переведены без открытия банковского счета или выданы наличными денежными средствами.

22. Помимо осуществления перевода электронных денежных средств остаток (его часть) электронных денежных средств клиента - юридического лица или индивидуального предпринимателя может быть по его распоряжению зачислен или переведен только на его банковский счет.

23. Клиент - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель обязан иметь банковский счет, открытый у оператора электронных денежных средств для перевода остатка (его части) электронных денежных средств, или предоставить ему информацию о банковском счете этого юридического лица или индивидуального предпринимателя, открытом в иной кредитной организации, на который может осуществляться перевод остатка (его части) электронных денежных средств.

24. На переводы электронных денежных средств в иностранной валюте между резидентами, на переводы электронных денежных средств в иностранной валюте и валюте Российской Федерации между резидентами и нерезидентами, а также на переводы электронных денежных средств в иностранной валюте и валюте Российской Федерации между нерезидентами распространяются требования валютного законодательства Российской Федерации, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля. Используемые в настоящем пункте понятия и термины применяются в том значении, в каком они используются в Федеральном законе от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

25. Оператор электронных денежных средств до заключения договора с клиентом обязан предоставить ему следующую информацию:

1) о наименовании и месте нахождения оператора электронных денежных средств, а также о номере его лицензии на осуществление банковских операций;

2) об условиях использования электронного средства платежа, в том числе в автономном режиме;

3) о способах и местах осуществления перевода электронных денежных средств;

4) о способах и местах предоставления денежных средств клиентом оператору электронных денежных средств;

5) о размере и порядке взимания оператором электронных денежных средств вознаграждения с клиента в случае взимания вознаграждения;

6) о способах подачи претензий и порядке их рассмотрения, включая информацию для связи с оператором электронных денежных средств.


Судебная практика по статье 7 ФЗ от 27.06.2011 № 161-ФЗ

  • 7 ...в одном законодательном и правовом актах НЕТ такого слова как «КРЕДИТОВАНИЕ» или «ПРАВА НА ВЫДАЧУ КРЕДИТА» кредитным организациям, более того это даже запрещено, согласно Статьи 7 Федерального закона «О национальной платёжной системе» от ДД.ММ.ГГГГ №161-ФЗ (последняя редакция) КРЕДИТ ЗАПРЕЩЁН В ст. 5 Закона о банках и банковской деятельности № в редакции...

Понравилась статья? Поделитесь ей