Контакты

Новые правила расчета пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Новые правила расчета пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком

5/5 (2)

255 федеральный закон об обязательном социальном страховании

В этом российском законопроекте, затрагивающем тему «обязательного соц. страхования», устанавливается отдельный порядок, объем выплачиваемых средств (рассчитываемых пособий), и определяются нормы социального обеспечения по конкретным категориям.

В данных вопросах государство является гарантом, к примеру если наступает кратковременная нетрудоспособность или же в ходе обеспечения выплат по больничному с учетом имеющегося стажа, по причине материнства и т. д. Детально об этом можно узнать во второй главе обозначенного ФЗ.

На объем пособий в соответствии с нормами закона влияют определенные факторы. Ключевым является рабочий стаж. В какой сфере деятельности трудится человек, при рассмотрении этого вопроса не столь важно.

Внимание! Вот список таких факторов:

  • работа на гос. службе;
  • трудоустройство на основании заключенного с работодателем трудового соглашения;
  • сотрудник занят в муниципальной структуре и прочее.

Условия закона предусматривают выплаты по страховке с учетом накопленного стажа:

  • при работе от восьми лет – 100%.
  • если период работы составил от пяти до восьми лет – 80%.
  • работа менее пяти лет – 60%.

В качестве исключения из этого правила можно рассмотреть порядок начисления выплат по беременности (родам) – если женщина трудилась как минимум 6 месяцев в организации, тогда ей перечисляют все 100% пособия.

Когда вступил в силу 255 ФЗ

Официально рассматриваемый закон, касающийся страхования лиц (обязательного социального), принят Госдумой РФ в конце декабря 2006 г., о чем был вынесен отдельный приказ.

С момента официального закрепления нормативного акта в его содержание часто вносили поправки, чтобы усовершенствовать законопроект и устранить возможные недостатки (как и с 275 Законом в последней его редакции). К примеру, систематическому ежегодному пересмотру подлежат суммы назначаемых выплат.

Изменения, внесенные в 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай нетрудоспособности»

На данный момент в закон №255 внесены и действуют нормы, регулирующие вопросы, касающиеся налогов (сборов). Таким образом, закон имеет прямое пересечение с Налоговым кодексом. Закон устанавливает меры контроля для обеспечения правильного расчета, своевременной и полной выплаты отчислений за отдельные периоды (отсчетные).

Важно! В качестве дополнения в закон внесены отдельные поправки, затрагивающие такие моменты:

  • размер выплат (индексаций). Его утвердили;
  • максимальную базовую величину;
  • минимальную сумму оплаты труда.

Ряд статей с начала мая 2017 г. были подвержены некоторым изменениям, которые следует рассмотреть далее.

Статья 3

В этой статье рассказывается, что застрахованные граждане обеспечиваются страховыми выплатами из гос. бюджета (Фонд соц. страхования), или же их гарантирует страхователь.

Учтите! По условиям закона пособие выдается следующим категориям лиц:

  • гражданам, застраховавшимся в течение трех дней от даты, когда они стали временно нетрудоспособны. Формирование выплат в данном случае средствами страхователя. Денежные выплаты с 4-го и последующего дня собираются за счет гос. бюджета (Фонда);
  • лицам, самостоятельно решившим вступить в правоотношения страхования – средства с первого же дня выделяются Фондом.

Согласно пунктам 2-5 части 1 статьи 5 Закона 255, выплаты в связи с наступлением нетрудоспособности осуществляют с 1-го дня возникновения подобного обстоятельства. Последняя редакция осталась без изменений.

Статья 5

Условия закона предусматривают необходимость выплаты пособий в связи с наступлением кратковременной нетрудоспособности:

  • при травмах (тяжелых заболеваниях);
  • при возникновении необходимости ухаживать за заболевшим членом семьи;
  • при нахождении взрослого застрахованного гражданина на карантине, пребывании на карантине ребенка (до 7 лет) при условии посещения им дошкольного учреждения образовательного характера, а также недееспособного родственника.
  • при пребывании в мед. организации с целью протезирования.

Внимание! Причитающаяся гражданину сумма пособия в связи с временной утратой способности работать выдается застрахованному лицу на основании закона только при условии наличия страховки по месту официального трудоустройства или возникновения болезни (травмы) в течение 30 суток с момента увольнения.

Статья 7

В Федеральном законе 255 зафиксирован конкретный объем пособия, который граждане могут получить, временно став нетрудоспособными по причине болезни или полученных травм. Расчет в первую очередь будет зависеть от длительности трудового стажа.

Рассчитываются выплаты следующим образом:

  • если застрахованное лицо работает в организации 8 лет и дольше, ему выдается 100% средней получаемой зарплаты (выплата полная);
  • при работе до 8 лет, но не меньше 5 выплаты будут в размере 80 % от средней получаемой в организации зарплаты;
  • если длительность трудоустройства меньше 5 лет, значит, выплатят только 60% от средней получаемой зарплаты.

Рассчитывается пособие на основании закона в связи с уходом за больным так. На протяжении первых 10 суток объем пособия рассчитывается с учетом величины стажа (как того требует закон 255). К примеру, продолжительность работы сотрудника в организации больше 8 лет предоставляет ему право претендовать на полную 100-процентную выплату исходя из получаемой им зарплаты.

Однако восстановление здоровья человека может и не ограничиться десятидневным периодом. При таких обстоятельствах сумма денежной компенсации сократится вдвое и составит 50% от получаемой сотрудником в организации зарплаты.

Если говорить о нахождении ребенка на лечении в стационаре, то здесь сумма пособия будет связана с длительностью страхового стажа.

Если протяженность трудовой деятельности сотрудника в организации составляет меньше полугода, то закон 255 требует начисления страховых выплат в объеме «минималки».

В отдельных регионах государства в таком случае при расчете дополнительно учитывается коэффициент. К примеру, если компенсация гражданина равна получаемой им средней зарплате, то к ней прибавляется указанный коэффициент. Так происходит увеличение суммы выплат в связи с наступлением нетрудоспособности.

Последняя редакция рассматриваемой статьи не изменялась.

Статья 8

Внимание! Перечень законных поводов снижения объема причитающейся гражданину финансовой компенсации в соответствии с законом 255:

  • больной не соблюдал установленный его лечащим врачом режим;
  • застрахованное лицо не прибыло для проведения планового мед. осмотра. Также его не было и в ходе проведения медико-социальных исследований. Подобные нарушения рассматриваются законом как недопустимые;
  • гражданин находился под действием наркотических препаратов (средств), был в состоянии опьянения из-за употребленного алкоголя или прочих токсинов.

Обнаружение одного из перечисленных или нескольких обстоятельств согласно закону 255 приводит к снижению суммы пособия до «минималки». После последнего редактирования в статью не вносились изменения.

Статья 9

Закон предусматривает список периодов, когда на компенсацию в связи с нетрудоспособностью гражданин не может претендовать.

Важно! В выплатах будет однозначно отказано в таких случаях:

  • на основании вынесенного в организации приказа работника ранее освободили от выполнения его трудовых обязанностей в полной или частичной мере. При таких условиях работодатель и дальше начисляет сотруднику зарплату, учитывая средний ее показатель;
  • сотрудник решением работодателя отстранен от работы при наличии веских оснований. Здесь компенсация в виде пособия и оплата за работу гражданину не платится;
  • сотрудник самостоятельно пытался причинить вред своему здоровью (умышленно нанести телесные повреждения), или же его умысел был направлен на самоубийство. Подтверждение этих фактов предоставляются в судебном процессе.

Нанесение застрахованным работником самому себе телесных повреждений в ходе производственного процесса расценивается как уголовно наказуемое деяние.

Последняя редакция закона осталась неизменной.

Статья 11

Учтите! Закон 255 регламентирует проведение расчетов компенсации женщинам по страховке, если они оформляют отпуск в связи с беременностью (родами). При официальном трудоустройстве и наличии страховки пособие будет полным – 100% исходя из средней получаемой сотрудницей зарплаты.

Если время работы женщины в организации составило меньше полугода, выплачиваться пособие будет. В ряде регионов страны дополнительно с «минималкой» в ходе расчета пособия могут использоваться утвержденные коэффициенты, что позволяет получать несколько большие выплаты, нежели обычно.

Статья 12

Статьей определен срок, отведенный сотрудникам на обращение за оформлением пособия в связи с наступившей нетрудоспособностью временного характера или же для получения выплат, причитающихся при беременности (родах).

Чтобы получить пособие в связи с наступлением нетрудоспособности, работнику следует после выздоровления обратиться за проведением соответствующих начислений.

Единственное ограничение – заявление от работника должно поступить на протяжении полугода от даты, когда его трудоспособность восстановлена (или же определена группа инвалидности), либо завершился период освобождения от работы (часть 1).

Назначается пособие в связи с беременностью (родами), если соответствующее заявление поступило от сотрудницы на протяжении полугода от даты завершения предоставленного ей на работе отпуска.

Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам.

Если срок был пропущен, тогда ответственным за принятие обращений является представитель страховщика на территории. Принятие происходит лишь при наличии веских оснований пропуска установленного законом срока.

Последняя редакция закона не изменялась.

Статья 13

В 2017 изменения затронули часть 5 статьи 13 Закона 255. Оформление больничного листа проводится мед. учреждением. Его подготавливают письменно или же публикуют в электронном формате в системе страхователя. Второй случай подразумевает необходимость использования электронной подписи отдельного медицинского сотрудника (врача) или же мед. заведения.

Важно! Для получения трудоустроенным на официальных началах гражданином выплат в рамках назначенного пособия требуется предоставление квитанции, подтверждающей размер его зарплаты.

Указанный документ выступает основой в процессе проведения расчетных действий по начисляемому пособию. Процедура оформления листка, подтверждающего нетрудоспособность, проводится согласно нормам Федерального закона. Оформляется и предоставляется больничный лист в установленном Правительством порядке.

Статья 14

Пособие, выплачиваемое при наступлении факта нетрудоспособности, рассчитывают исходя из получаемой сотрудником в организации средней зарплаты за последние 2 года в соответствии с Законом 255.

Если сотрудник работает не у одного работодателя, тогда он вправе претендовать на получение нескольких выплат. Компенсацию предоставляют гражданину, как только он выходит на рабочее место.

Учет страхового стажа продолжается и во время отпуска по беременности (родам), при уходе за ребенком.

Оплата пособия проводится по прошедшим 2 годам вместе с отпуском по декрету.

Никаких изменений в последней редакции не было.

Посмотрите видео. Что дает социальное страхование?

Порядок предоставления листка временной нетрудоспособности

Сейчас листок, удостоверяющий нетрудоспособность, подготавливают на бумаге или передают в электронном варианте.

Такое новшество существенным образом улучшило взаимодействие сотрудников и их работодателей в рассматриваемом вопросе.

Переживать из-за порчи документа теперь сотруднику незачем. Раньше было много факторов, из-за которых могли возникнуть проблемы – документ помялся, был утерян или ликвидирован ввиду наступления непреодолимых условий. Получение дубликата письменного документа – сложная процедура.

Внимание! Каким образом работает электронный листок нетрудоспособности, можно посмотреть в таблице ниже:

Возникновение страхового случая Каждое из оснований, достаточных для оформления сотруднику больничного, расписано в статье 5 Закона 255.
Как только наступил страховой случай, работник уведомляет о данном факте работодателя При наличии у работодателя возможности принятия электронного больничного листка он сообщает об этом сотруднику. Работник самостоятельно выбирает, в какой форме документ будет оформлен, поэтому выбор электронного документа доступен.
При положительном ответе Если ответ положительный, тогда врачу необходимо сообщить об этом. Ответственный за подготовку документа врач занимается оформлением электронного больничного, проставляя в нем свою электронную подпись.
Как только документ подготавливается, его переносят в единую базу В базе у работодателя есть свободная возможность разыскать документ.
Руководство удостоверяется в том, что его сотрудник реально заболел, и ему оформили больничный Удостоверившись, начальство принимает меры для заполнения соответствующих строк, обозначая в них необходимую информацию.
Для этого используется единая электронная база больничных листов Их свободно может проверить инспектор ФСС

С созданием подобной единой базы были связаны в одну цепочку: работник, его работодатель и инспектор ФСС. С использованием подобной схемы взаимодействие указанных лиц стало максимально упрощенным и эффективным.

Критерии расчета

Чтобы узнать сумму пособия, следует среднюю зарплату, получаемую сотрудником за день, умножить на период утери возможности работать. Пособие = зарплата за день х число дней нетрудоспособности

Если период утери трудоспособности приходится на 2018 г., то в расчетной формуле будут фигурировать данные за прошедшие 2016, 2017 года.

Включены в подобный расчетный период все получаемые официально сотрудником выплаты в организации, за которые были сделаны отчисления в ФСС.

Статья 14. Порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком

1. Пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей). Средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) не учитывается в случаях, если в соответствии с частью 2 статьи 13 настоящего Федерального закона пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются застрахованному лицу по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособия. В случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.

1.1. В случае, если застрахованное лицо в периоды, указанные в части 1 настоящей статьи, не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая. Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица. При этом во всех случаях исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".

2. В средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (за период по 31 декабря 2016 года включительно) и (или) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (начиная с 1 января 2017 года).

2.1. Застрахованным лицам, указанным в части 3 статьи 2 настоящего Федерального закона, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая. При этом исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".

2.2. Для застрахованных лиц, которые работали по трудовым договорам, заключенным с организациями и индивидуальными предпринимателями, для которых применялся пониженный тариф страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации в размере 0 процентов, в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, которые включались в базу для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (за период по 31 декабря 2016 года включительно) и (или) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (начиная с 1 января 2017 года) в соответствующем календарном году и не превышают предельной величины базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, установленной в этом календарном году. Сведения об указанных выплатах и вознаграждениях в пользу застрахованного лица за соответствующий период указываются в справке о сумме заработка, выдаваемой страхователем в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 4.1 настоящего Федерального закона.

3. Средний дневной заработок для исчисления пособия по временной нетрудоспособности определяется путем деления суммы начисленного заработка за период, указанный в части 1 настоящей статьи, на 730.

3.1. Средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем деления суммы начисленного заработка за период, указанный в части 1 настоящей статьи, на число календарных дней в этом периоде, за исключением календарных дней, приходящихся на следующие периоды:

1) периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком;

2) период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством Российской Федерации, если на сохраняемую заработную плату за этот период не начислялись страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (за период по 31 декабря 2016 года включительно) и (или) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (начиная с 1 января 2017 года).

3.2. Средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и ежемесячное пособие по уходу за ребенком, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (за период по 31 декабря 2016 года включительно) и (или) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (начиная с 1 января 2017 года) на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации. В случае, если назначение и выплата застрахованному лицу пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются территориальными органами страховщика по месту регистрации нескольких страхователей в соответствии с частями 2 и 4 статьи 13 настоящего Федерального закона, средний заработок, исходя из которого исчисляются указанные пособия, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей указанную предельную величину, при исчислении данных пособий по каждому из этих страхователей.

3.3. Средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, определенный в соответствии с частью 3.1 настоящей статьи, не может превышать величину, определяемую путем деления на 730 суммы предельных величин базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, установленных в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (за период по 31 декабря 2016 года включительно) и (или) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (начиная с 1 января 2017 года) на два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком.

4. Размер дневного пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам исчисляется путем умножения среднего дневного заработка застрахованного лица на размер пособия, установленного в процентном выражении к среднему заработку в соответствии со статьями 7 и 11 настоящего Федерального закона.

5. Размер пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам определяется путем умножения размера дневного пособия на число календарных дней, приходящихся на период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам.

5.1. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляется из среднего заработка застрахованного лица, который определяется путем умножения среднего дневного заработка, определяемого в соответствии с частями 3.1 и 3.2 настоящей статьи, на 30,4.

5.2. Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем умножения среднего заработка застрахованного лица на размер пособия, установленного в процентном выражении к среднему заработку в соответствии со статьей 11.2 настоящего Федерального закона. При уходе за ребенком в течение неполного календарного месяца ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается пропорционально количеству календарных дней (включая нерабочие праздничные дни) в месяце, приходящихся на период осуществления ухода.

7. Особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, в том числе для отдельных категорий застрахованных лиц, определяются Правительством Российской Федерации.

1. Пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей). Средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) не учитывается в случаях, если в соответствии с частью 2 статьи 13 настоящего Федерального закона пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются застрахованному лицу по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособия. В случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1. В случае, если застрахованное лицо в периоды, указанные в части 1 настоящей статьи, не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая. Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица. При этом во всех случаях исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом

2. В средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (за период по 31 декабря 2016 года включительно) и (или) в соответствии с законодательством

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. Застрахованным лицам, указанным в части 3 статьи 2 настоящего Федерального закона, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая. При этом исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".

2.2. Для застрахованных лиц, которые работали по трудовым договорам, заключенным с организациями и индивидуальными предпринимателями, для которых применялся пониженный тариф страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации в размере 0 процентов, в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, которые включались в базу для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (за период по 31 декабря 2016 года включительно) и (или) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (начиная с 1 января 2017 года) в соответствующем календарном году и не превышают предельной величины базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, установленной в этом календарном году. Сведения об указанных выплатах и вознаграждениях в пользу застрахованного лица за соответствующий период указываются в справке о сумме заработка, выдаваемой страхователем в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 4.1 настоящего Федерального закона.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Средний дневной заработок для исчисления пособия по временной нетрудоспособности определяется путем деления суммы начисленного заработка за период, указанный в части 1 настоящей статьи, на 730.

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. Средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем деления суммы начисленного заработка за период, указанный в части 1 настоящей статьи, на число календарных дней в этом периоде, за исключением календарных дней, приходящихся на следующие периоды:

1) периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком;

2) период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством Российской Федерации, если на сохраняемую заработную плату за этот период не начислялись страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (за период по 31 декабря 2016 года включительно) и (или) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (начиная с 1 января 2017 года).

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.2. Средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и ежемесячное пособие по уходу за ребенком, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (за период по 31 декабря 2016 года включительно) и (или) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (начиная с 1 января 2017 года) на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации. В случае, если назначение и выплата застрахованному лицу пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются территориальными органами страховщика по месту регистрации нескольких страхователей в соответствии с частями 2 и 4 статьи 13 настоящего Федерального закона, средний заработок, исходя из которого исчисляются указанные пособия, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей указанную предельную величину, при исчислении данных пособий по каждому из этих страхователей.

(см. текст в предыдущей редакции)

3.3. Средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, определенный в соответствии с частью 3.1 настоящей статьи, не может превышать величину, определяемую путем деления на 730 суммы предельных величин базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, установленных в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (за период по 31 декабря 2016 года включительно) и (или) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (начиная с 1 января 2017 года) на два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком.

1. Пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованному лицу за весь период временной нетрудоспособности до дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности), за исключением случаев, указанных в частях 3 и настоящей статьи.

2. При долечивании застрахованного лица в санаторно-курортной организации, расположенной на территории Российской Федерации, непосредственно после оказания медицинской помощи в стационарных условиях пособие по временной нетрудоспособности выплачивается за период пребывания в санаторно-курортной организации, но не более чем за 24 календарных дня (за исключением заболевания туберкулезом).

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Застрахованному лицу, признанному в установленном порядке инвалидом, пособие по временной нетрудоспособности (за исключением заболевания туберкулезом) выплачивается не более четырех месяцев подряд или пяти месяцев в календарном году. При заболевании указанных лиц туберкулезом пособие по временной нетрудоспособности выплачивается до дня восстановления трудоспособности или до дня пересмотра группы инвалидности вследствие заболевания туберкулезом.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Застрахованному лицу, заключившему срочный трудовой договор (срочный служебный контракт) на срок до шести месяцев, а также застрахованному лицу, у которого заболевание или травма наступили в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования, пособие по временной нетрудоспособности (за исключением заболевания туберкулезом) выплачивается не более чем за 75 календарных дней по этому договору. При заболевании туберкулезом пособие по временной нетрудоспособности выплачивается до дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности). При этом застрахованному лицу, у которого заболевание или травма наступили в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается со дня, с которого работник должен был приступить к работе.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Пособие по временной нетрудоспособности при необходимости осуществления ухода за больным членом семьи выплачивается застрахованному лицу:

1) в случае ухода за больным ребенком в возрасте до 7 лет - за весь период лечения ребенка в амбулаторных условиях или совместного пребывания с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях, но не более чем за 60 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим ребенком, а в случае заболевания ребенка, включенного в перечень заболеваний, определяемый федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, не более чем за 90 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим ребенком в связи с указанным заболеванием;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) в случае ухода за больным ребенком в возрасте от 7 до 15 лет - за период до 15 календарных дней по каждому случаю лечения ребенка в амбулаторных условиях или совместного пребывания с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях, но не более чем за 45 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим ребенком;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) в случае ухода за больным ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет - за весь период лечения ребенка в амбулаторных условиях или совместного пребывания с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях, но не более чем за 120 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим ребенком;

(см. текст в предыдущей редакции)

4) в случае ухода за больным ребенком в возрасте до 18 лет, являющимся ВИЧ-инфицированным, - за весь период совместного пребывания с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях;

(см. текст в предыдущей редакции)

5) в случае ухода за больным ребенком в возрасте до 18 лет при его болезни, связанной с поствакцинальным осложнением, при злокачественных новообразованиях, включая злокачественные новообразования лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, - за весь период лечения ребенка в амбулаторных условиях или совместного пребывания с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях;

(см. текст в предыдущей редакции)

6) в остальных случаях ухода за больным членом семьи при лечении в амбулаторных условиях - не более чем за 7 календарных дней по каждому случаю заболевания, но не более чем за 30 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим членом семьи.

Статья 4.6. Порядок финансового обеспечения расходов страхователей на выплату страхового обеспечения за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации

1. Страхователи, указанные в части 1 статьи 2.1 настоящего Федерального закона, выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в пункте 1 части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, когда выплата страхового обеспечения осуществляется за счет средств страхователей.

2. Сумма страховых взносов, подлежащих перечислению страхователями, указанными в части 1 статьи 2.1 настоящего Федерального закона, в Фонд социального страхования Российской Федерации, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам. Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации.

2.1. Если территориальный орган страховщика в соответствии с частью 4 статьи 13 настоящего Федерального закона произвел застрахованному лицу назначение и выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, то при получении застрахованным лицом от страхователя сумм указанных пособий в связи с прекращением обстоятельств, наличие которых явилось основанием для назначения и выплаты соответствующих пособий территориальным органом страховщика, сумма страховых взносов, подлежащих уплате таким страхователем в Фонд социального страхования Российской Федерации, не подлежит уменьшению на сумму произведенных страхователем расходов на выплату пособия застрахованному лицу, которому территориальный орган страховщика произвел выплату данного пособия.

3. Территориальный орган страховщика выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов, за исключением случаев, указанных в части 4 настоящей статьи. Перечень документов, которые должны быть представлены страхователем, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

3.1. В случае недостаточности денежных средств на счетах страхователя в кредитных организациях для удовлетворения всех предъявленных к счетам требований территориальный орган страховщика принимает решение об отказе в выделении страхователю необходимых средств на выплату страхового обеспечения.

4. При рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика вправе провести проверку правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, в том числе выездную проверку, в порядке, установленном статьей 4.7 настоящего Федерального закона, а также затребовать от страхователя дополнительные сведения и документы. В этом случае решение о выделении этих средств страхователю принимается по результатам проведенной проверки.

4.1. Копия решения о выделении средств страхователю направляется территориальным органом страховщика в налоговый орган в течение трех рабочих дней со дня вступления в силу указанного решения. Порядок и сроки направления указанной информации определяются соглашением об информационном обмене, заключенным между Фондом социального страхования Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

5. В случае отказа в выделении страхователю необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика выносит мотивированное решение, которое направляется страхователю в течение трех дней со дня вынесения решения.

6. Решение об отказе в выделении страхователю необходимых средств на выплату страхового обеспечения может быть обжаловано им в вышестоящий орган страховщика в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, или в суд.

7. Средства на выплату страхового обеспечения (за исключением выплаты пособия по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы за первые три дня временной нетрудоспособности) застрахованным лицам, которые работают по трудовым договорам, заключенным с организациями и индивидуальными предпринимателями, для которых применяются пониженные тарифы страховых взносов в размере 0 процентов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, выделяются данным организациям и индивидуальным предпринимателям территориальными органами страховщика в порядке, установленном частями 3 - 6 настоящей статьи, по месту их регистрации в качестве страхователей.

Понравилась статья? Поделитесь ей