Контакты

Почему газпром не платит налоги. Военные пенсионеры за россию и её вооруженные силы. Льготы для «национальных достояний»

Как стало известно "Ведомостям", "Роснефть" может перерегистрироваться на Дальнем Востоке и перевезти туда центральный аппарат.

Готов список государственных компаний, которые могут переехать на Дальний Восток, говорил на прошлой неделе зампред правительства и полномочный представитель президента в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) Юрий Трутнев. Он обещал обнародовать список, после того как согласует его с президентом Владимиром Путиным и председателем правительства Дмитрием Медведевым. В списке Трутнева есть "Роснефть", знают четверо федеральных чиновников.

Предлагается, чтобы центральный аппарат "Роснефти" переехал в один из крупных городов Дальнего Востока и в этом же регионе была перерегистрирована сама компания, объясняет один из собеседников "Ведомостей".

Представитель Трутнева от комментариев отказался.

Сейчас "Роснефть" зарегистрирована в Москве на Софийской набережной, 26/1. По этому же адресу располагается один из центральных московских офисов, говорит сотрудник компании. Еще два офиса госкомпании расположены на Беговой и Дубининской улицах - это бывшие офисы ТНК-BP и ЮКОСа соответственно. Численность центрального аппарата в пресс-службе компании сообщить не смогли. По словам сотрудника "Роснефти", в московских офисах работает около 5000 человек. Штатная численность увеличилась примерно вдвое весной 2013 г. после покупки ТНК-ВР.

По поручению Медведева Росимущество интересовалось желанием менеджмента госкомпаний переехать на Дальний Восток, знает федеральный чиновник, "Роснефть" была против. "Это дорого, и экономический эффект от переезда никто не считал", - пересказывает федеральный чиновник аргументы "Роснефти", похожие слова говорил и менеджмент других госкомпаний.

"Роснефть" - один из крупнейших налогоплательщиков России. По данным самой компании, в 2012-2013 гг. она перечислила в консолидированный бюджет 1,7 трлн и 2,7 трлн руб. соответственно. В 2012 г. только налога на прибыль ею заплачено 95 млрд. руб., данных за 2013 г. пока нет.

Доходы региона, в который переедет "Роснефть", увеличатся, но не за счет налога на прибыль - он и так распределяется по регионам равномерно, объясняет чиновник Минфина. Рост обеспечат поступления налога на доход физических лиц, полагает он: в центральном аппарате "Роснефти" очень высокие зарплаты и премии. В 2012 г. "Роснефть" выплатила (с учетом НДФЛ и страховых вносов) основному управленческому персоналу 9,1 млрд. руб. Выплаты (также с учетом НДФЛ и взносов) членам совета директоров и топ-менеджерам "Газпрома" в том же году составили 1,6 млрд. руб.

Трутнев пока не показывал список Путину и Медведеву, говорит сотрудник аппарата правительства. Сегодня Путин обсудит с членами правительства развитие Дальнего Востока, сообщила пресс-служба президента. Будут ли там обсуждать переезд госкомпаний, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков не говорит. Представители Медведева, первого зампреда правительства Игоря Шувалова (курирует госимущество) и зампреда Аркадия Дворковича (отвечает за ТЭК) от комментариев отказались. Представитель "Роснефти" Михаил Леонтьев на звонки не отвечал.

Если будет принято решение о переезде на Дальний Восток, большинство сотрудников "Роснефти" уволятся, несмотря на хорошие оклады и социальный пакет, уверен один из сотрудников компании. 80% откажутся переезжать, согласен бывший работник "Роснефти": кто-то по семейным обстоятельствам, другие не захотят уезжать так далеко. "Что говорить про Дальний Восток, если "Газпром нефть" перевозит центральный аппарат в Санкт-Петербург и столкнулась с оттоком кадров?" - рассуждает собеседник "Ведомостей".

С учетом новых правил уплаты налога на прибыль крупными холдингами фискальный эффект от переезда госкомпаний будет небольшим, говорит Карен Вартапетов из Standard & Poor"s. Экономический эффект найти еще сложнее, полагает он: "Разве что кратковременный всплеск на рынке недвижимости - переехавшим надо где-то жить".

Формат переезда каждой госкомпании, в том числе "Роснефти", может обсуждаться, успокаивает знакомый Трутнева. Переезд центрального аппарата возможен при соблюдении трех условий: расходы не будут огромными, не ухудшится управляемость компанией и - главное - у нее есть интересы на Дальнем Востоке. Кроме того, вместо переезда возможно создание исследовательских центров на Дальнем Востоке под проекты, которые госкомпания реализует в регионе.

В последние годы Дальний Восток становится одним из главных центров деятельности "Роснефти". Компания имеет долгосрочные контракты на поставку больших объемов нефти в Китай и думает об экспорте в Индию. Ей принадлежит 20% в нефтегазовом проекте "Сахалин-1", на базе которого она совместно с ExxonMobil планирует строительство завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) мощностью до 10 млн. тонн в год - для поставок в азиатские страны. Кроме того, "Роснефть" планирует построить в Приморском крае крупный нефтехимический комплекс, на котором будет перерабатывать до 30 млн. тонн в год. Она владеет перспективными нефтегазовыми участками и месторождениями на шельфе Охотского моря и в Восточной Сибири, на которые делает большую ставку в росте добычи нефти и газа.

Создание на Дальнем Востоке центров исследований даст региону больше, чем переезд административных кадров, уверен содиректор Агентства стратегических инициатив Дмитрий Песков: "Перевозить нужно не людей, а компетенции, необходимые для крупных проектов". Нужно привлекать не только российские, но и зарубежные кадры из аналогичных центров в Корее, Японии, Китае, Сингапуре. Такое сотрудничество в энергетике, добыче ресурсов, судостроении и авиации будет эффективным, уверен Песков, по заказу "Роснефти" во Владивостоке уже ведутся исследования о разработке шельфа и в интересах компании развивать это направление.

Как платит налоги "Роснефть"

"Роснефть" платит налог на прибыль по правилу консолидированной группы налогоплательщиков. Налог берется с прибыли материнской, дочерней и прочих зависимых компаний, а полученный доход распределяется по регионам пропорционально численности, фонду оплаты труда и мощностям предприятий "Роснефти" в них. При переезде компании потери московского бюджета и дополнительные доходы региона, где "Роснефть" зарегистрируется, будут небольшими - в пределах нескольких миллиардов рублей, говорит источник, близкий к компании.

Где работают и платят налоги госкомпании

Место регистрации

Месторасположение центрального офиса

Роснефть

Русзидро

Красноярск

"РЖД"

Транснефть

Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК)

Объединенная судостроительная корпорация (ОСК)

Санкт-Петербург

Санкт-Петербург

Интер РАО

Аэрофлот

Ростелеком

Санкт-Петербург

Совкомфлот

Санкт-Петербург

Объединенная зерновая компания (ОЗК)

Республика Саха (Якутия), г. Мирный

Народный капитализм Сергея Мавроди. Актеру Владимиру Пермякову не повезло. Еще в 1994 году именно он (а не Ельцин, Черномырдин или Пугачева) был самым узнаваемым человеком в России. Однако после 1994 года его не хотели видеть ни в театре, ни в кино, а если и приглашали играть, то, в основном, самого себя. Вернее свою лучшую и самую "народную" роль Лёни Голубкова, который, как известно, не халявщик, а партнер. Несмотря на то, что он был лишь приглашенным актером, "внешним" лицом, именно Леня Голубков стал символом надежд россиян на "капитализм с человеческим лицом" и последующего в нем разочарования. "Дерзайте, Лёня!", - говорила с экранов телевизоров исполнительница главной роли в некогда популярном сериале "Просто Мария".
Одно время канувшая в забытье и благополучно остававшаяся лишь в глубоком пласте народного фольклора фигура Лёни Голубкова сегодня вновь становится актуальной. Дело в том, что 10 января 2011 года основатель пирамиды МММ Сергей Мавроди в своем блоге выпустил обращение, в котором призвал граждан участвовать в его новом проекте, который по-прежнему называется МММ – Мы Можем Многое. Сам Мавроди не скрывает, что его новый проект является финансовой пирамидой, однако, полагает, что она позволит гражданам зарабатывать как минимум 20% в месяц (а пенсионерам и все 30%) и будет бесперебойно функционировать около 10 лет.
Идея Мавроди произвела эффект красной тряпки на целый ряд чиновников и бизнесменов. Представители Госдумы, министерств, региональных властей и бизнеса наперебой рассказывают будущему электорату о том, как именно они остановят Сергея Мавроди. Однако большинство соглашается с тем, что пока проект не начал функционировать, нарушений никаких быть не может. Иначе это уже оруэлловские мыслепреступления. Экономисты же со знанием дела утверждают, что годовая доходность в 240%-360% несет 120%-180% рисков. Поверив экономистам, зададимся вопросом: почему Мавроди делает, казалось бы, все, чтобы его проект оказался под ударом органов власти и под пристальным недоверчивым вниманием общественности? Новая пирамида демонстративно создана под тем же названием, что в 1992 году, и работает по тем же принципам, сам Мавроди выступает в привычном реноме «великого комбинатора». Правда его образ дополняется практически обязательной в наше время коммуникацией через блог, а сама пирамида будет организована в системе Webmoney.
О чем говорит «старое-новое» название? В первую очередь о том, что МММ - это бренд. Причем бренд, обладающий одновременно негативным и позитивным содержанием, который можно достать с пыльной полки и еще раз продать. Иначе Сергей Пантелеевич не взял бы из 90х название, ставшее нарицательным и символизирующее обман. Подразумевается, что если вы хотите создать финансовую пирамиду и заработать на ней, то ни в коем случае не надо называть ее с именем МММ. Наоборот, на протяжении всего ее существования требуется постоянно отрицать любое с ней сходство. С этой точки зрения действия Мавроди кажутся парадоксальными и выглядят "пощечиной общественному вкусу".
В ответ на это в России привычно отвечают: это все пиар. Напомню, в апреле нынешнего года планируется выход фильма «Пирамммида», посвященный финансовым махинациям Сергея Мавроди в 90е годы. Причем первоначально планировалось, что фильм выйдет в ноябре 2010 года, затем его премьера была перенесена на зиму, а потом и на весну 2011. Ряд экспертов, в первую очередь в сфере рекламы, утверждают, что действия Мавроди – это вариант вирусного маркетинга, ход, направленный на привлечение внимания аудитории к фильму. Если принять эту версию, то действительно ход удался: новость растиражировали ведущие печатные и электронные СМИ, показано много телесюжетов, выступали известные политики. Тем более подобные технологии уже активно применяются в раскрутке фильмов (например, фильм Тимура Бекмамбетова «Особо опасен» 2008 года).
Против «рекламного» подхода говорит в первую очередь то, что такая акция может задеть многих сильных мира сего, которые сегодня суетятся перед объективами, зарабатывая себе политические очки на кампании «Остановим Мавроди!», а завтра окажется, что они были актерами в спектакле. Зрители хлопают, но очки идут в кассу фильма, а не политикам и другим государственным деятелям. А они могут и обидеться, что вряд ли не учли создатели фильма. 05.03.2015 15:49:11,

Повышение НДС вернуло нас к дискуссии о том, сколько налогов платят рядовые россияне государству. Государственная пропаганда традиционно исходит из двух тезисов - (1) граждане у нас платят мизерные налоги, а основную нагрузку по содержанию бюджета несут наши «кормильцы» - крупные корпорации, и (2) ставка НДС - это проблема бизнеса, граждан напрямую она не касается. Давайте разберемся, насколько это соответствует действительности.

Вынужден огорчить российские власти: достаточно взглянуть на данные федерального казначейства об итогах наполнения консолидированного бюджета , чтобы понять, что основные доходы государству дают именно налоги, собираемые с граждан. В их числе - не только налоги, которые граждане платят напрямую (НДФЛ, налог на имущество и транспортный налог для физлиц), но и налоги, заложенные в цены товаров и услуг (НДС, акцизы, пошлины на импортные товары, налоги на малый бизнес - вмененка, УСН), а также пресловутые страховые взносы на фонд оплаты труда (которые идут в Пенсионный фонд, медстрах и соцстрах).

Вне зависимости от юридических наслоений, страховые взносы - налог, который начисляется на нас, граждан

Да, формально взносы на фонд оплаты труда платит работодатель, и к гражданам они вроде как отношения не имеют. Но это только формально: достаточно взглянуть в любую отчетность компаний, чтобы увидеть, что страховые взносы на зарплату включаются в статью «Оплата труда» и рассматриваются вне отрыва от наших зарплат - просто это часть фонда оплаты труда, которая идет не работнику, а государству. Решения о начислении уровня зарплат и создании рабочих мест принимаются работодателями исходя из того, что страховые взносы на фонд оплаты труда - такая же часть трудовых выплат, как и, собственно, зарплата. То есть вне зависимости от юридических наслоений, страховые взносы - налог, который, по сути, начисляется на нас, граждан.

Так вот, в совокупности все эти виды налогов дали в консолидированный бюджет 2017 года 17,8 трлн руб. В том числе:

Страховые взносы на фонд оплаты труда - 6,5 трлн.;

НДС - 5,2 трлн.;

НДФЛ - 3,3 трлн.;

Акцизы - 1,6 трлн.;

Пошлины на импортные товары - 0,6 трлн.;

Налоги на «совокупный доход» (на малый бизнес - УСН, вмененный налог, торговый сбор) - 0,5 трлн.;

Транспортный налог и налог на имущество физлиц - 0,2 трлн.

А как поживают наши «кормильцы», крупные нефтегазовые гиганты? В 2017 общие сборы нефтегазовых налогов (налог на добычу углеводородного сырья и экспортные пошлины на углеводородное сырье) дали в консолидированный бюджет 5,97 трлн руб.

6 трлн против 18 трлн - таким образом, налоги, которые платим в бюджет мы, граждане (напрямую, в составе цен на товары и услуги, либо в виде начислений на наши зарплаты), втрое превышают нефтегазовые доходы бюджета . Например, крупнейшим источником поступлений в консолидированный бюджет являются вовсе не нефтегазовые налоги - как уже говорилось, 6 трлн руб. в прошлом году - а все те же страховые взносы на зарплату (6,5 трлн.).

Кто здесь настоящий кормилец, скажите, пожалуйста?..

Кстати, интересно в этом плане сказать два слова про «Газпром», который власти любят представлять «кормильцем нации». Согласно годовой отчетности самого «Газпрома», в 2017 году эта компания уплатила государству налогов на 1,8 трлн. рублей. Как уже было упомянуто выше, поступления бюджета от налога на доходы физических лиц в 2017 году - 3,3 трлн. Рублей. Граждане России vs. «Газпром» — 1:0 по показателю вклада в формирование бюджета.

Если поделить все эти налоговые доходы на число населения, то получается, что среднестатистический россиянин в год отдает государству более 120 тысяч рублей , или 10 тысяч в месяц. В том числе (в параметрах 2017 года):

45 тысяч в год страховых взносов на зарплату;

36 тысяч НДС;

22 тысячи НДФЛ;

15 тысяч в виде акцизов на подакцизные товары и пошлин на импортные товары;

3 тысячи в виде налогов на малый бизнес;

и еще примерно полторы тысячи в виде налога на имущество и транспортного налога (те, кто владеет имуществом и транспортными средствами, платят больше, но это средняя цифра по стране с учетом того, что многие россияне таким имуществом не владеют).

Согласитесь, 120 тысяч рублей в год в среднем на одного россиянина - очень внушительная цифра. Конечно же, нам нужно более активно доводить до людей информацию о том, сколько налогов они отдают государству - тогда россияне будут решительнее настроены требовать с властей давать им что-то адекватное взамен. Впрочем, нельзя сказать, что эта информация прям уж скрыта за семью печатями - в любом чеке на покупку товаров вы можете увидеть отдельную строчку с начислением НДС. Просто смотрите на нее внимательнее, там не такие уж маленькие суммы - и в отличие от конкретных товаров, которые вы покупаете и которые приносят вам пользу, польза от перечисления этих денег государству... ну, скажем так, сомнительна (о том, куда тратятся эти деньги, мы поговорим в следующий раз).

При этом налоговая нагрузка в последние годы очень заметно выросла - в отличие от экономики, которая по сути зависла с 2008 года и никакого существенного роста не демонстрирует. Можно спорить о том, вырос ВВП с 2008 года на 3% или снизился на столько же - но совершенно очевидно, что экономика находится примерно на том же уровне и мы просто потеряли эти десять лет для развития (а с учетом последних прогнозов правительства о слабом росте в предстоящие годы — получается, что это были не последние потерянные десять лет).

Не умея обеспечить рост экономики, государство планомерно решает свои проблемы за счет повышения налоговой нагрузки на нас с вами

Но, однако же, лишив нас роста и развития, власти вовсе не остановились в увеличении налогов. Если в 2010 году налоговая нагрузка по четырем крупнейшим налогам, которые так или иначе платит население (страховые взносы на зарплату, НДС, НДФЛ и акцизы) составляла 15,6% ВВП, то в 2017 году - уже 18% ВВП. Наибольший прирост обеспечили страховые взносы на фонд оплаты труда (плюс 1,7% ВВП с 2010 года), акцизы (плюс 0,7% ВВП) и НДС (плюс 0,3% ВВП - прежде всего за счет увеличения собираемости этого налога). То есть получается, что, не умея обеспечить рост экономики, государство планомерно решает свои проблемы за счет повышения налоговой нагрузки на нас с вами. В свою очередь, это неизбежно влечет за собой дальнейшее торможение роста - деньги, которые мы могли бы вкладывать в развитие, вместо этого вкладываются в войну, силовиков, ненужные мосты в никуда, перекладывание плитки на асфальт и асфальта на плитку, и т. д. Экономического роста все это не генерирует, хотя бюджетные инвестиции в последнее десятилетие достигли рекордных значений.

С повышением НДС эта ситуация усугубится. С одной стороны, средний размер уплачиваемого россиянами НДС вырастет с 36 тысяч рублей в год на человека до более 40 тысяч. С другой стороны, торможение роста в 2019 году прямо связано с последствиями повышения НДС - одно потерянное десятилетие без экономического роста плавно переходит во второе.

Нефтегазовый локомотив

Еще один вывод исследования, достаточно очевидный для российской экономики, подтверждает сохранение высокой степени доминирования нефтегазового сектора в налоговых сборах.

Пятьдесят крупнейших российских налогоплательщиков платят 47% всего объема корпоративных налогов в России. Десять крупнейших налогоплательщиков, из которых семь представляют сектор нефтегазодобычи, перечисляют в казну 37,8% всех корпоративных налогов. Три крупнейших налогоплательщика — 27,2%, а одна «Роснефть» — 12%. Это минимум, который нужно знать о концентрации капитала в России, нефтегазовой составляющей в государственных доходах и практически незаметной роли малого и среднего бизнеса, при том что во многих развитых странах он является основным плательщиком налогов.

Больше всего налогов в 2016 году — 1,362 трлн руб. — заплатила «Роснефть», вторым с 1,168 трлн руб. идет «Газпром», за ними с серьезным отставанием и суммой 564 млрд руб. — ЛУКОЙЛ.

Заметно, что нефтегазовый сектор «оккупировал» только верхние строчки рейтинга. Во многом это связано с концентрацией капитала — она такова, что в России почти нет нефтегазового бизнеса, который можно назвать средним или даже просто крупным — остались только супергиганты. Впрочем, есть и еще одна причина почти полного отсутствия нефтяников в середине списка, за исключением Независимой нефтегазовой компании, это дефицит актуальной отчетности у целого ряда игроков. «Сахалин Энерджи», «Томскнефть», ТАИФ, «Форте Инвест», «Северэнергия» вполне могли бы войти в топ-50. Но на запросы РБК в указанных компаниях не ответили.

Лидерство предприятий нефтегазового сектора в налоговых платежах отнюдь не является особенностью только ресурсно ориентированных экономик типа российской. Из-за высокой степени закрытости отношений между налогоплательщиком и государством исследования, аналогичные этому, в других странах выходят редко и нерегулярно, но там, где рэнкинги иногда публикуются, чаще всего в них лидируют именно углеводородные компании — даже в странах, бедных полезными ископаемыми. На Украине это «Нафтогаз» (2015), в США — ExxonMobil (2011), в Белоруссии — «Газпром Трансгаз Беларусь» (2015), в Мексике — Pemex (2014).

В относительно бедных развивающихся экономиках крупнейшими налогоплательщиками часто являются компании с иностранным участием. В Армении, например, больше всего платил в казну контролируемый немецкими акционерами Зангезурский медно-молибденовый комбинат, а в Греции до 2011 года крупнейшим налогоплательщиком называли Coca-Cola Hellenic, что в итоге обернулось большими потерями для бюджета, когда компания перерегистрировалась в Швейцарии.

Впрочем, транснациональные корпорации активно пользуются своей разветвленной мировой сетью, чтобы оптимизировать налоги, и потому среди налогоплательщиков лидируют не очень часто. В связи с этим можно вспомнить скандал с Apple, которую сенат США в 2013 году обвинил в неуплате налогов на миллиарды долларов с полученной от продаж iPhone выручки в $74 млрд, или прошлогодние обыски в парижских штаб-квартирах Google и McDonalds, заподозренных в том же.

В России проблемы ухода крупнейших налогоплательщиков нет: все они контролируются государством, и бежать если и смогут, то только в Санкт-Петербург, как это сделали «Газпром» и ВТБ.

«Роснефть» удерживает первое место среди налогоплательщиков уже четыре года: она впервые обошла «Газпром» в 2013 году с показателем 1,105 трлн руб. против 950 млрд руб. у газовой монополии. Это удалось за счет впечатляющего скачка: «Роснефть» тогда увеличила налоговые отчисления почти на 350 млрд руб. — как раз в марте 2013 года она приобрела 100% ТНК-BP, что позволило ей стать крупнейшей публичной нефтегазовой компанией в мире.

Но в 2016 году разрыв в налоговых платежах между двумя лидерами сократился — с 248 млрд до 194 млрд руб.

Высокая степень концентрации капитала, заинтересованность в создании вертикально интегрированных производств с полным циклом переработки, а также бюджетная политика государства, при которой налоговая нагрузка на углеводородный сектор является одной из самых высоких в мире, предопределили доминирование нефтегазовых компаний в топ-10. Состязаться в объеме налоговых платежей с нефтегазодобычей по силам только традиционным отечественным монополиям в лице Сбербанка, РЖД и «Росатома».

Молчание табачников

Есть еще отрасль, чьи представители за счет акцизов могли бы побороться за высокие места. Это крупнейшие мировые табачные компании, представленные в России рядом производств и дистрибьюторами. В рамках борьбы с курением государство в последние годы активно повышало акцизы на сигареты, что сделало табачные компании одними из крупнейших налогоплательщиков. Но в рейтинге они не представлены, так как табачные компании в России не публикуют свою отчетность, а на соответствующие запросы большинство из них не ответили. Только «Бритиш Американ Табакко» (БАТ) и «Дж.Т.И. Россия» подтвердили РБК величину уплаченных налогов: БАТ в 2016 году заплатили в России налогов на сумму 130,5 млрд руб, «Дж.Т.И. Россия» - 206,2 млрд.

Кто, если не нефтегаз?

В топ-50 крупнейших налогоплательщиков верхние строчки оккупировали нефтяники и газовики. Но, зная изменчивость конъюнктуры, интересно посмотреть, кто подставит плечо в случае возможного падения цен на углеводороды.


Вторым по объему собираемых налогов стал финансовый сектор, крупнейшие представители которого заплатили в бюджет в 2016 году 330,7 млрд руб. Здесь учитывались результаты не только банков, но и небанковских организаций, в частности страховых компаний. Но основным донором являются все-таки банки, среди которых Сбербанк является крупнейшим «неуглеводородным» участником топ-10 с суммой налогов 245,4 млрд руб.

Доля Сбербанка в уплаченных налогах финансового сектора, рассчитываемых ФНС, составляет 38,5%. Это заметно выше его доли в активах финансового сектора — 30%, по данным ЦБ на начало 2016 года (более свежих регулятор не публиковал). И это подтверждает правило, что госкомпаниям приходится больше платить не только дивидендов.

Статистика ФНС по начислению и поступлению налогов и сборов в консолидированный бюджет (форма 1-НОМ) за 2016 год тоже отдает твердое второе место финансовому сектору, который заплатил 636,8 млрд руб. за вычетом НДФЛ и социальных взносов. Для сравнения: не представленные в рейтинге производители и дистрибьюторы табачных изделий заплатили 576,5 млрд руб.

Сектор металлов и горной добычи стал третьим: в топ-50 попали десять его представителей, которые перечислили в прошлом году 279,7 млрд руб. налогов. Крупнейший в этой группе налогоплательщиков — «Норникель» — обогатил бюджет на 66,5 млрд руб. налогов.

Четвертым сектором по объему налоговых платежей оказался транспорт (254,4 млрд руб.), главным образом благодаря РЖД и «Транснефти». Еще один транспортный участник рейтинга, «Аэрофлот», может похвастаться только тем, что стал едва ли не единственным авиаперевозчиком, который обеспечил положительный баланс налоговых платежей. В целом же, как следует из данных ФНС, налоговая нагрузка на авиакомпании в прошлом году была отрицательной — результат убыточности отрасли. Иными словами, компании больше получали налоговых возмещений, чем платили в бюджет. Не в последнюю очередь это стало возможным из-за антикризисного снижения НДС на внутренние перевозки до 10% (с 18%).

Расширенный сектор энергетики, в который РБК включил и атомную отрасль, занял пятое место — во многом благодаря «Росатому», заплатившему в 2016 году 125,3 млрд руб. налогов. Крупнейшие «осколки» РАО «ЕЭС» — «РусГидро», «Интер РАО», «Россети» и частная энергетическая компания «Т Плюс» — совокупно принесли в бюджет гораздо меньше, 94 млрд руб.

Высокотехнологичные секторы связи, химии и машиностроения заняли скромные места, что довольно точно характеризует «сырьевой» уклон российской экономики. Интересно, что «Ростех», который собрал лучшие активы российской машиностроительной промышленности и ОПК, смог занять по налоговым отчислениям только 13-е место.

Самой скромной по величине уплаченных налогов оказалась сфера торговли (34,7 млрд руб.), представленная всего тремя компаниями («Магнит», X5 и «Лента»). Здесь сыграла свою роль особенность отрасли, в которой многие компании являются «дочками» нерезидентов — их российские показатели просто не выделяются в составе консолидированной отчетности глобальной группы. По этой причине в рейтинг не вошли такие крупные представители ретейла, как «Метро Кэш энд Керри», или дилерские подразделения автопроизводителей — «Тойота Мотор», «Фольксваген Груп Рус», «Мерседес Груп Рус».


Очень интимные отношения

Для налоговиков показатель налоговой нагрузки является скорее статистическим инструментом, а не реальным ориентиром в работе. Специалисты ФБК в аналитической оценке налоговой нагрузки в российской экономике 2015 года указывали, что она «так до сих пор и не стала важнейшим механизмом обеспечения эффективности налоговой политики через установление оптимального налогового бремени». Директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев тем не менее уверен, что государство «не может совсем уж игнорировать очень значительно различающиеся показатели по налоговой нагрузке» — поэтому ФНС России использует показатель при планировании своих камеральных проверок.

Сами участники рейтинга отнеслись к идее публикации индивидуальных показателей весьма чувствительно. Комментировать их никто не захотел. Неофициально же представители финансовых департаментов нескольких компаний сообщили РБК, что нагрузка на их бизнес слишком высока, однако они оставят свое мнение при себе, чтобы не привлекать ненужного внимания налоговиков. «Общение с налоговиками — очень интимный процесс, поэтому любая публичность может отразиться негативно на дальнейших отношениях с государством», — пояснила нежелание давать комментарии представитель одной из металлургических компаний.

Что же касается лидеров рейтинга — нефтяников, то их консолидированное мнение, пожалуй, выразил год назад глава «Роснефти» Игорь Сечин в интервью «Вести 24»: «Снижать надо налоги. Нам НДПИ подняли в два раза, экспортные пошлины обещали снизить — не снизили, а цены упали при этом. Надо просто объективно относиться к этим процессам ко всем и не допускать провалов в инвестиционных процессах. Если начнутся интервалы по инвестициям, к сожалению, это может привести потом к тяжелым последствиям, к необходимости восстанавливать добычу, восстанавливать переработку».

Но заменить нефтяников налоговикам некем: мода на предпринимательство давно прошла, и количество субъектов малого бизнеса снижается, налоговая база не растет, а социальные расходы уменьшать нельзя — даже несмотря на объявленную трехлетку бюджетной экономии.

Для государства между тем потребительский подход к экономическим субъектам несет только краткосрочную выгоду. «Возможности взять больше налогов есть всегда. Будут ли при этом отрицательные последствия — зависит от того, в каком состоянии находится экономика в целом и та или иная компания в отдельности», — отмечает Игорь Николаев.

В ФНС от комментариев и каких-либо оценок рейтинга воздержались.


Как мы считали

Рейтинг составлен на основании анализа консолидированной отчетности 100 крупнейших компаний России по объему выручки (по версии РБК 500 за 2016 год). Исследование исходит из добросовестности крупнейших налоговых резидентов в части уплаты обязательных платежей. Были отобраны и ранжированы компании, раскрывающие налоговые платежи за отчетный период (без учета социальных платежей во внебюджетные фонды и НДФЛ).

Социальные взносы исключены из исследования по причине того, что некоторые компании самостоятельно «очищают» налоговые данные в своей бухгалтерской отчетности от социальных платежей и НДФЛ, не называя объем последних. Соответственно, даже если кто-то и показывает такие платежи, в целях сопоставимости их пришлось исключить.

Именно раскрытие отчетности и повышение налоговой прозрачности сделали возможным составление этого рейтинга, хотя еще несколько лет назад для этого, скорее всего, не хватило бы данных. С другой стороны, рейтинги налогоплательщиков очень редки даже в развитых странах из-за налоговой тайны. Например, в Германии все строго придерживаются этого постулата, из-за чего консолидированные данные с платежами конкретных налогоплательщиков не публикуются. Тем не менее интерес к таким исследованиям высок. Как отметила в комментарии РБК Татьяна Сафонова, доцент кафедры финансовых рынков и финансового инжиниринга в РАНХиГС, советник налоговой службы I ранга, «с одной стороны, существует расхожее мнение о чрезмерной налоговой нагрузке в России, что неверно, а с другой стороны, широкая общественность не представляет, сколько бизнес реально платит налогов в доходную часть бюджета».

Больше всего вопросов у участников рейтинга вызвал расчет налоговой нагрузки по выручке. РБК руководствовался методологией ФНС, по которой ведется расчет секторальных нагрузок (приложение №3 к приказу ФНС России от 30.05.07 №ММ-3-06/333@). При этом ввиду разницы в профилях бизнеса было бы неправильно линейно сравнивать между собой нагрузку даже компаний одного сектора. «Компании работают с разной прибыльностью, обладают разным имуществом, работают в отличающихся по налоговым условиям регионах и т.п. Следовательно, они уплачивают разные по объему налоги», — поясняет Игорь Николаев. Поэтому нужно держать в уме еще и различия компаний, например по затратам на производство и реализацию продукции, которые «сидят» в знаменателе коэффициента. «Получается, что компании вроде как схожие, ставки налогов одни и те же, а налоговая нагрузка у них различная», — говорит эксперт.

Полученные данные сверялись с компаниями и при необходимости корректировались. В расчет брались только налоги, уплаченные в России. В том случае, если налоговые платежи компании, которая могла бы потенциально войти в рейтинг, входят в состав консолидированных показателей группы, учитывались показатели группы. Именно по этой причине, например, в рейтинг отдельно не вошла компания МТС, но показаны налоги ее материнского холдинга АФК «Система».

При анализе исключались компании, у которых нет публичной годовой отчетности (консолидированной по МСФО или бухгалтерской по РСБУ), а также те, что не указывают произведенные расходы по налогу на прибыль и прочим налогам. При наличии обоих вариантов предпочтение отдавалось отчетности по МСФО. Итоговые суммы налоговых платежей включают НДПИ, НДС (в том числе полученное возмещение), налог на имущество, прочие налоги и отчисления и исключают социальные платежи и НДФЛ. При указании суммы выручки, использовавшейся для расчета налоговой нагрузки, обращалось внимание на необходимость очищения итоговых цифр от экспортных пошлин.

МОСКВА, 16 ноя — РИА Новости. Госдума приняла закон, который предоставляет новые налоговые льготы для проектов "Роснефти" и "Газпрома".

Документ, в частности, предоставляет "Роснефти" налоговый вычет по НДПИ для Самотлорского месторождения и вносит изменения, которые позволят снизить НДПИ на газ для совместных с "Газпромом" предприятий, осуществляющих добычу газа на ачимовских залежах.

Закон также вносит изменения, которые дают возможность в 2017 году присоединиться к консолидированной группе налогоплательщиков (КГН) организациям, реализующим проект по строительству Амурского газоперерабатывающего завода (проект "Газпрома"). Действующим законодательством установлен мораторий на регистрацию в 2016-2017 годах изменений в договоры о создании КГН, связанных с присоединением к такой группе новых организаций.

Устанавливается нулевая ставка НДС в отношении услуг по транспортировке природного газа трубопроводным транспортом в случаях, предусмотренных международными договорами РФ, а местом реализации таких услуг признается территория РФ. Это позволит при оказании таких услуг принять к вычету НДС в России. В соответствии с действующими соглашениями при транспортировке газа этот налог нельзя принять к вычету нигде, пояснял ранее замминистра финансов РФ Илья Трунин.

НДПИ

Законом снимаются ограничения по предельным срокам начала применения пониженных ставок НДПИ при добыче газа на новых морских месторождениях на континентальном шельфе, а также продлевается на 2018-2022 годы нулевая ставка НДПИ при добыче кондиционных руд олова на участках недр, полностью или частично расположенных на территории Дальневосточного федерального округа. Документ также допускает уменьшение НДПИ, исчисленного при добыче газового конденсата, на налоговый вычет в связи с получением при его переработки широкой фракции легких углеводородов.

Помощь при санкциях

Помимо этого, исключается обложение доходов российских госорганизаций, против которых действуют санкции других стран, от продажи акций и долей. Для этого предлагается не учитывать при определении налоговой базы по налогу на прибыль доходы от реализации акций (долей), полученных организацией, в отношении которой на дату заключения договора о передачи прав по ним действовали санкции со стороны иностранных государств и организаций.

Но эта льгота будет действовать при одновременном выполнении ряда условий. Во-первых, если после реализации акций доля их продавца в капитале их эмитента составляет не менее 50%. Во-вторых, покупатель не является взаимозависимым лицом с продавцом. В-третьих, на дату заключения договора о передаче прав РФ имеет право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50% голосующих акций (долей), составляющих капитал организации-продавца. В-четвертых, на дату реализации акций (долей) организация-продавец не менее года прямо или косвенно участвует в организации, чьи акции реализует. При этом доля такого участия составляет не менее 50%.

Понравилась статья? Поделитесь ей